Шенгенская зона трещит по швам

Попытка распределить беженцев внутри ЕС привела лишь к обострению отношений в самом содружестве. Некоторые эксперты всерьез заговорили о том, что миграционный кризис может привести к развалу Евросоюза

В понедельник, 4 апреля, Греция начала депортацию обратно в Турцию нелегальных мигрантов в рамках соглашения, подписанного Анкарой и Берлином. Согласно этому документу, все беженцы, прибывшие на греческие острова по Средиземному морю после 20 марта на свой страх и риск, высылаются назад в Турцию, которая, в свою очередь, обязуется их принять и не отсылать на родину - в зону военного конфликта. Взамен ЕС начнет принимать легальных беженцев после рассмотрения их официальных ходатайств в индивидуальном порядке.

Фото: Dospiva Jakub/ Global Look

Оплачивать депортацию будет Евросоюз, а Анкара получила денежную компенсацию в размере €3 млрд, обещание ввести безвизовый режим уже в текущем году и ускорить процесс вступления Турции в ЕС.

Шенген под угрозой

В Германии надеются, что данное соглашение позволит остановить бесконечный поток беженцев, затопляющий Европу, и хоть как-то отрегулировать миграционный процесс. Эксперты предупреждают, что это даст лишь временную передышку, но глобальную проблему не решит. Однако лучшего решения на данный момент никто предложить не может.

Попытка распределить переселенцев внутри ЕС привела лишь к обострению отношений в самом содружестве. Некоторые эксперты всерьез заговорили о том, что миграционный кризис может привести к развалу Евросоюза.

Доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин считает, что такой сценарий пока все же выглядит не слишком реалистичным: угрозы развала ЕС на сегодняшний день нет, но вот шенгенское соглашение, действительно, находится в опасности. 

Наряду с еврозоной договор об открытых границах – одна из основных опор содружества, зримое доказательство интеграции в рамках Евросоюза. Однако под натиском армии мигрантов границы постепенно начинают закрываться. Швеция, Дания, Словения, Хорватия, Македония, Австрия, Германия, Финляндия и другие страны уже ввели паспортный контроль. Венгрия и вовсе строит "баррикады". Пока все это происходит легально, поскольку в рамках шенгенских соглашений есть возможность на какое-то время приостанавливать их действие, но не до бесконечности.

"Если не удастся переломить эту тенденцию, и Европу будет все больше и больше охватывать миграционный кризис, который будет выражаться, в том числе, и в росте криминалитета, то есть, различных правонарушений, конечно же, государства будут стараться защитить себя", - пояснил Николай Топорнин корреспонденту "Утра". По его словам, правительства европейских стран уже начинают действовать, отвечая на вызов общества, иначе их вынудят уйти в отставку или просто переизберут на следующих выборах.

Правее, еще правее

Наплыв беженцев также рискует пошатнуть устойчивость европейского общества, качнув вправо его политическую систему. Так, немецкая праворадикальная партия "Альтернатива для Германии" набрала много голосов на локальных выборах. В Польше к власти пришло правоконсервативное правительство. Во Франции Мари Ле Пен постоянно набирает 25 - 30% голосов. Это опасная тенденция, считает Николай Топорнин, и очень серьезная задача для руководства ЕС, которое должно сейчас искать ответы на вопрос о том, как ее переломить.

Но что касается единства ЕС, ни одна из стран-участниц содружества, в том числе восточноевропейских, еще не изъявила желания выйти. Наоборот, существует очередь из государств, которые жаждут вступить в союз. Среди них есть официальные кандидаты (Албания, Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, Турция) и те, кто таковыми не является, но хотел бы стать. В частности, это Молдавия, Грузия и Украина. "Сейчас Белоруссия начинает активно разрабатывать европейский плацдарм, тоже, видимо, хочет более близкого сотрудничества", - отмечает эксперт.

Очевидно, что преимуществ быть в единой Европе намного больше, чем находиться вне ее пределов, полагает он. "Да, идет проверка временем на устойчивость конструкции ЕС, но с другой стороны, этот союз – ни какая-то застывшая аморфная масса. Есть вызовы, есть политическое руководство – Еврокомиссия, совет ЕС, Европарламент, которые пытаются искать выход из ситуации. И, конечно, многое будет зависеть от того, как они будут решать проблемы, возникающие сегодня, в частности, с потоком мигрантов", - сказал политолог.

Единственным исключением является Великобритании, которая ставит вопрос о возможном выходе из ЕС. На 23 июня назначен национальный референдум по данному вопросу.

Особый статус

Британия всегда занимала особое место в составе содружества. Она вступила в него только в 1973 г., намного позже, чем Германия и Франция создали этот союз. И все время там возникают споры о том, имеет ли смысл оставаться. Дело в том, что Великобритания совершенно самостоятельна: она находятся на островах, которые от остальной Европы отделены проливом, и имеет давние очень хорошие экономические отношения с США.

Собственная экономика Британии тоже очень устойчивая и хорошо развивающаяся. Живут британцы достаточно зажиточно. И для них всегда стоит непростой вопрос - где они будут более богатыми, внутри ЕС или за его пределами. Если для восточных стран содружества выбор очевиден - надо "прислониться" к более богатым партнерам, чтобы получить инвестиции и помощь, - для Великобритании такой проблемы не стоит.

Сегодня экономика Британии в хорошем состоянии: доходы растут, безработица снижается, уровень инфляции практически равен нулю. И общество расколото. Последние опросы показывают, что 43 - 44% граждан выступают за то, чтобы остаться в составе ЕС, еще 38 - 40%, напротив, за то, чтобы выйти, и порядка 15 - 20% не определились. Именно их голоса в решающий момент могут качнуть маятник в ту или иную сторону.

Шаткое равновесие

По мнению Николая Топорнина, многое будет зависеть от того, как сложится политическая ситуация непосредственно перед референдумом. Спровоцировать решение о выходе может шоковое событие, например, теракты в каком-либо крупном британском городе. Это закономерно вызовет разговоры о связи с беженцами и влиянии открытых границ. Но пока ситуация стабильна, а премьер-министр Джеймс Кэмерон выторговал у Брюсселя определенные льготы и привилегии, и некоторым британцам это льстит.

Оставаться в ЕС Великобритании тоже выгодно, потому что это огромный рынок. "Посмотрите, сколько британцев работает в континентальной Европе, - отметил эксперт. - Несколько миллионов. Что будет с ними, если Великобритания выйдет из состава Евросоюза? Чтобы будет с многочисленными мигрантами - выходцами из стран Южной Европы и Балтии, которые работают в обслуживающей сфере? Британия зависит от таких трудовых мигрантов. Значит, их статус также надо будет каким-то образом определять". С другой стороны, Великобритания не входит в зону Шенгена, и с учетом островного положения страны угроза нелегальной миграции для нее не так велика.

Получается, что даже с точки зрения Лондона выход из содружества имеет свои плюсы и минусы. Для граждан России сохранение европейского содружества тоже выгодно. Это удобно с точки зрения перемещения по Европе. А предпринимателям проще работать с единым законодательством для 28 стран, чем изучать, какие существуют правила ведения бизнеса в Австрии, Венгрии, Эстонии и т.д.

"Надеюсь, что текущие кризисные явления в ЕС будут успешно преодолены", - резюмировал Топорнин.

Выбор читателей