Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В России начались работы по созданию нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Баргузин". Некоторое время назад командующий ракетными войсками стратегического назначений (РВСН) Сергей Каракаев сообщил, что в России по решению президента воссоздается боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин", эскизное проектирование комплекса уже завершено.
Фото: Александр Бабенко/ ТАСС
В середине 1980-х гг. в СССР прошел испытания и был принят на вооружение БЖРК "Молодец". Из поездов специального назначения были сформированы три дивизии в Костромской области, Красноярском и Пермском краях, но к середине 2000-х уникальная техника была снята с вооружения. По данным, которые просочились в открытый доступ, "Баргузин" станет более совершенным по сравнению со своим предшественником.
Идея железнодорожного базирования межконтинентальных баллистических ракет родилась в конце 1960-х годов. Разработка твердотопливных двигателей, не требующих долгой предстартовой подготовки и менее чувствительных к транспортировке, позволила значительно увеличить мобильность главного оружия "судного дня". Кроме того, с развитием космических технологий сверхдержавы получили возможность наблюдать за территорией вероятного противника из космоса. Это привело к тому, что стационарные позиции баллистических ракет в шахтах стаи известны по обе стороны океана. Таким образом, в прицеле оказались не только крупные города и военные заводы, но и само оружие.
Упреждающий удар мог вывести из строя ракетные комплексы и сделать невозможным ответ. Чтобы защитить ракеты, было принято решение сделать их маневренными. Однако ни одно из наземных транспортных средств того времени не могло перевозить груз массой до 100 т с достаточной скоростью. Да и если бы такой транспортер удалось создать, вряд ли его удалось бы скрыть от чужих глаз. Конструкторы пришли к выводу, что в качестве идеальной площадки для ракет подошел бы железнодорожный транспорт. Такое решение было выгодно в первую очередь в плане маскировки - попробуй угадай, в каком из сотен тысяч вагонов, одновременно перемещающихся по стране, скрыто смертельное оружие.
Однако пришлось столкнуться с некоторыми техническими трудностями, главной из которых был огромный вес конструкции. Для обеспечения большей скрытности было принято решение перемещать спецсостав по дорогам общего пользования, однако железнодорожное полотно с трудом выдерживало такой вес и быстро изнашивалось. Продолжительная работа коллектива конструкторского бюро "Южное" в Днепропетровске в конце концов увенчалась успехом - был создан комплекс, обладающий приемлемым весом для перемещения по железным дорогам. Однако для транспортировки его требовалось использовать целых три локомотива, что было очень яркой особенностью и бросалось в глаза. Любой военный аналитик по этому признаку мог определить, что, скорее всего, именно этот состав несет ракеты. ЦРУ даже разработало специальную операцию по поиску "Молодца". В конструкцию нескольких стандартных грузовых вагонов были вмонтированы скрытые камеры с большим временем непрерывной работы, которые постоянно фиксировали окружающую местность. Предполагалось, что в какой-то момент в кадр может попасть и спецпоезд. Однако разветвленная сеть железных дорог в СССР не способствовала успеху разведывательного мероприятия. Единственным средством, которое хоть как-то могло засекать поезда стратегического назначения, оказались спутники-шпионы.
Еще одним слабым местом нового оружия оказалась его уязвимость к внешним воздействиям. Ракеты, расположенные в шахтах, со временем получили защиту, которая позволяла выдержать близкий разрыв ядерного заряда, но защитить стоящий на рельсах поезд в той же мере оказалось практически невозможно. В этом случае решили пойти на компромисс - главной защитой БЖРК будет не броня, а маневренность, позволяющая уходить из-под удара.
Сегодня, в связи с активизацией усилий американцев по развертыванию элементов ПРО в Восточной Европе, Россия вынуждена давать ответ на этот вызов. Со времен президента Рейгана в военных кругах США родилась идея о нанесении "безответного удара", который как раз должна обеспечить развитая система ПРО. В случае с ракетами шахтного базирования, над районами которых постоянно висят спутники, удастся очень быстро засечь пуск. Но если ракета перемещается, уследить одновременно за всеми составами становится просто невозможно. Спутник не может передавать данные мгновенно, а состав, даже за небольшое время, сможет сменить позицию и оказаться вне досягаемости средств упреждающего удара. Именно эту особенность имеют в виду военные источники, которые говорят о высокой способности преодолевать современное американское ПРО.
Что касается юридических норм, то создание таких комплексов не противоречит международному договору СНВ-3. Судя по всему, будут вновь сформированы несколько дивизий поездов. Можно предположить, что в состав каждой из них войдет 5-6 составов, подразделения охраны и управления. По данным открытых источников, "Баргузин" сможет передвигаться при помощи только одного локомотива, что в разы увеличит его незаметность для средств разведки вероятного противника. Также сообщается, что внешний вид вагонов, перевозящих ракеты, даже для опытных железнодорожников будет неотличим от их мирных вариантов. Что касается сроков разработки и начала испытаний, то, скорее всего, это будут 2019-2020 годы. Но пока, как подчеркивают источники в Минобороны, полной ясности в вопросе сроков нет.
Не обращать на это внимание уже невозможно