Летчикам готовят отставки

Беспилотные летательные аппараты становятся все более востребованы не только для решения военных, но и гражданских задач. На очереди - пассажирские дроны, собственную их разработку ведут и в России

В России появится летательный аппарат для перевозки пассажиров нового типа. Но поведет его не летчик - беспилотник будет управляться заложенной в его бортовой компьютер программой и оператором с земли.

Пассажирский дрон китайской компании Ehang. Фото: techcrunch.com

Авиатакси - так определили главное назначение новой машины, получившей название "СерВерт СВ5Б", ее создатели - специалисты авиационной фирмы "Авиатон". Беспилотник внеаэродромного базирования будет представлять собой симбиоз самолета и вертолета. Взлетать он будет вертикально, как геликоптер, причем для этого ему нужна очень небольшая площадка - диаметром всего 30 метров, а дальнейший путь машина продолжит как самолет. Предельная дальность такого пассажирского дрона - 1 тыс. километров. Как рассчитывают разработчики, машина будет пользоваться спросом как авиатакси, в первую очередь в сельской местности.

Сначала беспилотник испытают на перевозке грузов, но в перспективе, после нескольких пробных полетов, как рассказал "Известиям" генеральный директор "Авиатона" Автандил Хачапуридзе, он сможет взять на борт людей.

По информации газеты, проект поддержан группой AeroNet Национальной технологической инициативы, которая готова предоставить до 70% из 1,5 млрд руб., необходимых для создания такого летательного аппарата. После запуска в серию он будет продаваться по цене от $700 тыс. до $1 миллиона.

Впрочем, российские конструкторы далеко не единственные, кто работает над созданием подобных беспилотников. Китайский пассажирский дрон производства компании Ehang в начале этого года уже показали на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Аккумуляторов, которые являются источниками питания для этой машины, хватит на 23 минуты полета со скоростью 100 км/час, время их зарядки - 2 часа.

Китайцы видят для своего аппарата весьма широкий спектр применения - от туристических экскурсий до экстренной эвакуации из зон катастроф и доставки пациентов в медицинские учреждения. Причем стоить этот беспилотник будет значительно дешевле российского - от $200 тыс. до $300 тыс.

Ну а самый первый пассажирский дрон был создан израильтянами, компанией Israel Aircraft Industries, и, по заявлению его разработчиков, компьютер управляет самолетом лучше любого пилота. Однако спрос на такие машины пока не сформировался - обыватели пока не смогли преодолеть психологический барьер и боятся летать без пилота.

Тем не менее время идет, и беспилотники, применение которых ранее ограничивалось выполнением военных задач, все чаще находят применение в различных сферах жизни.

Как утверждается в исследовании, проведенном компанией PwC, объем развивающегося мирового рынка бизнес-сервисов с использованием дронов превышает $127 миллиардов. Это стоимость текущих коммерческих услуг и рабочей силы, на смену которым, по прогнозам экспертов, в очень скором будущем придут решения с использованием беспилотных устройств.

"Страновая специфика формирует благоприятные предпосылки внедрения технологий на базе дронов в России, которые могут повысить эффективность отдельных процессов и доступность данных. Особенно это важно для инфраструктурных отраслей, таких как - железнодорожный транспорт, электроэнергетика, телекоммуникации, автомобильный транспорт, тепло- и газоснабжение", - отмечает партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области телекоммуникаций, информационных технологий и СМИ PwC в России Юрий Пуха.

Помимо уже перечисленных отраслей промышленности, эксперты видят перспективы применения беспилотников в сельском хозяйстве, сфере безопасности (в том числе для контроля безопасности движения и охраны госграниц), туризме, СМИ и индустрии развлечений.

"Беспилотные устройства перестают быть технологической новинкой и переходят в разряд незаменимого инструмента бизнеса", - констатирует партнер и руководитель практики по предоставлению консультационных услуг в области разработки технологических решений с использованием беспилотных устройств PwC в Центральной и Восточной Европе Михал Мазур.

Читайте также

Выбор читателей