За сбитый турецкий F-16 грек сядет заочно

В Анкаре разобрались с инцидентом 20-летней давности, потребовав для греческого пилота Таноса Гриваса два пожизненных срока. Его подозревают в уничтожении в 1996 году турецкого истребителя

Прокуратура Турции потребовала для греческого пилота Таноса Гриваса, сбившего над Эгейским морем в 1996 г. турецкий истребитель F-16, 2 пожизненных срока. Анкара надеется, что греческий пилот будет арестован властями Греции, сообщает телеканал "Т24".

За сбитый турецкий F-16 грек сядет заочно
"Мираж 2000" ВВС Греции. Фото: George Panagakis/ Global Look

После изучения предоставленных Генштабом ВС Турции материалов по данному происшествию прокуратура пришла к выводу, что Гриваса можно привлечь к ответственности за "предумышленное убийство", "действия, направленные на ослабление суверенитета государства" и "уничтожение государственной собственности".

Прокурор Анкары направил в адрес греческого суда письмо с просьбой оказать содействие в привлечении к ответственности офицера ВВС Греции.

В соответствующем запросе сообщается, что семья погибшего командира экипажа F-16 Наила Эрдогана и второй пилот Асман Цицикли (ряд СМИ называет его Осман Чичекли), который во время крушения истребителя получил ранение, требуют в качестве возмещения €1 миллион. Также Гривас обвиняется в "нарушении турецкого закона о защите независимости, единства, целостности и безопасности государства".

Издание отмечает, что 8 октября 1996 г. в знак протеста против греко-кипрских учений "Никифорос" ("Победоносный") 4 бомбардировщика F-4 "Фантом" ВВС Турции в сопровождении 2 истребителей F-16 пересекли воздушное пространство Греции между островами Хиос и Самос. На их перехват вылетели два греческих военных самолета "Мираж 2000". Сблизившись с военными бортами турецких ВВС, греческие пилоты приступили к распознаванию и перехвату воздушных целей, не выпуская никаких ракет. Однако после жесткого маневра во время уклонения один из турецких истребителей потерял управление, рухнув в море.

Ни обломков истребителя, ни тела первого пилота так и не нашли. Катапультировавшийся второй пилот был подобран в море в зоне воздушной ответственности Греции, что свидетельствует о нарушении турецкими военными греческого воздушного пространства. Позднее греки его передали на военный аэродром в Измир.

Между тем сам выживший пилот утверждает, что по самолету была выпущена ракета. По его словам, инцидент произошел в международном воздушном пространстве без каких-либо предупреждений в ходе имитации воздушного боя между боевыми машинами двух стран. Подобные "бои" в зоне Эгейского моря проходят часто, но не заканчиваются реальной перестрелкой или ударами по самолетам.

Адвокат семьи погибшего летчика сообщил, что заочный суд над Гривасом пройдет в Турции, а от Афин Анкара ждет содействия и ареста пилота. В частности, на основании договора о сотрудничестве в юридических вопросах, пишет "Правда.ру". Кроме того, Гриваса турецкие власти намерены внести в список разыскиваемых преступников Интерпола.

Сегодня Афинское агентство новостей сообщило, что запрос из Турции был направлен примерно два месяца назад, хотя известно о нем стало лишь накануне.

Прокурор апелляционного суда Панайотис Бракумацос инициировал обязательные в этом случае процедуры и направил запрос в МИД, как исполнение или неисполнение просьбы турецких властей повлияет на отношения Греции с третьими странами. Апелляционный совет судей на основании ответа Министерства иностранных дел отказал Турции в правовой помощи и закрыл дело, сообщает агентство.

Отмечается, что решение суда появилось за несколько дней до встречи премьер-министра Греции Алексиса Ципраса с президентом Турции Тайипом Эрдоганом, которая пройдет 23 мая в Стамбуле в рамках Международного гуманитарного саммита.

Напомним, крылатые машины ВВС Турции нарушают греческие границы с почти стабильной регулярностью. Только 17 мая 13 турецких самолетов вторглись в воздушное пространство Греции 42 раза.

На этом фоне уникально выглядит позиция Анкары в ситуации, когда 24 ноября 2015 г. истребитель Турции сбил над территорией Сирии российский бомбардировщик Су-24. Тогда после катапультирования пилот Олег Пешков был расстрелян с земли. Позже о своей причастности к убийству российского летчика признался турок Альпарслан Челик. 

Турецкие власти заявили, что атака на Су-24 была осуществлена "для защиты воздушного пространства Турции". Минобороны РФ ответило на это, что бомбардировщик ВКС РФ находился исключительно над сирийской территорией и что "нарушения воздушного пространства Турции не было".

Ранее турецкая прокуратура сняла с Челика, арестованного в конце марта нынешнего года, обвинения в убийстве Пешкова из-за "недостатка улик".

Читайте также
новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей