Россия готовит вертолетный рывок

Возможности модернизации советской вертолетной классики исчерпаны, и сегодня происходит смена поколений основных российских вертолетов. Убедиться в этом можно было на выставке HeliRussia-2016

В выходные в московском "Крокус-Экспо" завершила работу 9-я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2016. Это один из крупнейших вертолетных форумов в Европе, на котором представлены основные тенденции индустрии.

HeliRussia-2016. Фото: Ольга Соколова

Ухудшение отношений с Западом и экономические санкции отразились на составе участников HeliRussia; тем не менее, иностранная речь звучала в залах выставки едва ли не чаще, чем русский язык. Из чего можно сделать вывод, что российская вертолетная индустрия продолжает вызывать интерес в мире как у потенциальных заказчиков винтокрылой техники, так и у ее поставщиков. 

HeliRussia-2016. Фото: Ольга Соколова

В России, хотя и с некоторым замедлением, продолжается расширение вертолетного парка. Основной прирост осуществляется за счет вертолетов зарубежного производства; поставки отечественных машин (не считая квазироссийских AW139, произведенных на заводе HeliVert в Подмосковье) сведены к минимуму. Однако, судя по заявлениям, сделанным на выставке руководителями российской вертолетной индустрии, такое положение дел не означает упадка в отрасли.

HeliRussia-2016. Фото: Ольга Соколова

С одной стороны, сокращение поставок отечественных вертолетов означает, что российский рынок постепенно отходит от потребления машин, разработанных еще в 60-е годы прошлого века и составляющих основу существующего парка. Притом что в большинстве своем это вариации самой надежной техники ведущих вертолетных КБ Миля и Камова, пределы возможностей ее модернизации уже достигнуты.

HeliRussia-2016. Фото: Ольга Соколова

С другой стороны, на HeliRussia были продемонстрированы готовые летающие и сертифицированные образцы вертолетов нового поколения, готовых к серийному производству. То есть, смена поколений основных российских вертолетов происходит именно сейчас. 

HeliRussia-2016. Фото: Ольга Соколова

В первую очередь, это перспективный многоцелевой вертолет Ми-38 и легкий вертолет "Ансат", представленный сразу в двух исполнениях: медицинском и VIP. Также на выставке был представлена другая перспективная российская машина - Ми-171А2, предназначенная преимущественно на экспорт в другие страны.

Ми-38. Фото: Ольга Соколова

Ми-38 можно считать главным героем HeliRussia-2016. В отличие от большинства отечественных вертолетов, он сконструирован на новой платформе, разработанной еще во времена позднего времена СССР, но так и не доведенной до серийного производства по вполне понятным причинам. Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться в качестве медицинской и поисково-спасательной машины. По словам Генерального директора холдинга "Вертолеты России" Александра Михеева, Ми-38 представляет интерес и для Минобороны. "Есть программа в рамках требований МО к облику вертолета Ми-38, и уже сейчас мы приступили к выполнению того технического задания, которое было поставлено перед нами заказчиком, то есть военным ведомством", - пояснил Михеев.

Представленный на выставке образец оборудован двигателями иностранного производства, но двигательная установка серийного вертолета будет состоять из двух турбовальных двигателей отечественных моторов ТВ7-117 В. Ранее предполагалось комплектовать Ми-38 иностранными двигателями PW127TS, однако сегодня очевидно, что в широкую серию такие машины по вполне понятным причинам не поступят.

Ми-171А2. Фото: Ольга Соколова

Другой главный экспонат выставки - Ми-171А2 - российский гражданский транспортный вертолет, разработанный ОКБ М.Л. Миля. В отличие от Ми-38, является модификацией вертолета Ми-8 (Ми-17), поэтому основным его назначением будет экспорт за рубеж.

"Ансат" в медицинской версии. Фото: Ольга Соколова

Крайне интересной является отечественная разработка "Ансат". Небольшие габариты и отменная маневренность позволяют этому вертолету выполнять работу по эвакуации больных и пострадавших в катастрофах людей в сложных условиях, в том числе и в условиях мегаполиса. Машины полностью сертифицированы и готовы к производству.

БЛА. Фото: Ольга Соколова

В полном соответствии с глобальными тенденциями, огромная доля представленной на HeliRussia-2016 техники пришлась на беспилотные летательные аппараты (БЛА). Сегодня уже никто не сомневается, что в скором времени именно БЛА будут составлять едва ли не большую часть рынка. В целом ряде случаев их использование экономически более выгодно по сравнению с использованием обычных пилотируемых вертолетов.

БЛА, созданный студентами МАИ. Фото: Ольга Соколова

Российские компании активно отвоевывают себе место на рынке БЛА. Одним из наиболее интересных экспонатов выставки стал беспилотник, созданный студентами МАИ по классической вертолетной схеме. Машина оборудована двигателем от детского гоночного карта, что не мешает ей подниматься на высоту более 3000 метров и нести груз до 15 кг.

Из иностранной техники довольно интересным образцом можно назвать Airbus Helicopters H135 в медико-эвакуационной версии. Компактная и простая в эксплуатации машина хорошо зарекомендовала себя в городских условиях благодаря высокой маневренности и низкому шуму.

Выбор читателей