Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Первое, что пришло в голову, когда появилась информация о начале испытаний первого образца боевого мотодельтаплана для нужд Федеральной службы войск Национальной гвардии, - давний шлягер Валерия Леонтьева со словами "Уже зовет меня в полет мой дельтаплан". Но у легкого крыла для силовиков назначение куда более серьезное.
Российский дельтаплан "Ветер-3". Фото: Владимир Зинин/ ТАСС
"Поиск-06 МСН" будет оснащаться телекамерой и прибором ночного видения. Из вооружения будет установлен пулемет, и, как сообщается, конструкция в состоянии нести несколько бомб. Новый дельтаплан способен летать со скоростью до 125 км/ч и подниматься на высоту до 4 тыс. метров. Полетный вес может достигать 500 килограммов.
Необходимо отметить, что идея использования дельтапланов и аналогичных сверхмалых летательных аппаратов в боевых действиях не нова. Как ни странно, но легкие, значительно уступающие по скорости и грузоподъемности самолетам, они имеют и определенные преимущества. Небольшие размеры этого летательного аппарата позволяли ему оставаться практически невидимым для средств наблюдения, а возможность бесшумно планировать помогала незамеченным подходить к цели.
Исходя из характеристик дельтаплана, развивалась тактика его использования в боевых целях. На этом средстве передвижения за линию фронта скрытно могли забрасываться диверсанты. Собственно, это идея явилась логичным продолжением концепции планеров, которые активно использовались во время Второй мировой войны всеми воюющими сторонами.
И во время войны во Вьетнаме американский спецназ использовал дельтапланы для скрытной заброски в тыл противника. Противовоздушная оборона вьетнамских партизан после начала поставок советских зенитных ракет стала достаточно сильной, поэтому использовать самолеты или вертолеты было не всегда возможно, тем более когда речь шла о забросках в глубокий тыл, контролируемых бойцами сопротивления районов.
В отличие от традиционного парашюта, конструкция дельтаплана позволяет контролировать полет, лететь по прямой и менять направление, используя восходящие потоки воздуха. Принцип управления дельтапланом несложен и, в отличие от самолета, не требует продолжительного курса обучения. Конструкция элементарна и проста - несущие компоненты представляют собой полые алюминиевые трубы, а сейчас вместо металла используются композитные полимерные материалы. Так что после приземления дельтаплан можно легко разобрать и спрятать, чтобы скрыть следы, а при необходимости быстро собрать и использовать для ухода, поскольку взлетает он с любых поверхностей при достаточном встречном ветре.
Мотодельтаплан, по сравнению с безмоторным собратом, обладает еще более широкими возможностями. Небольшой авиационный двухтактный двигатель позволяет поднимать гораздо больший вес и брать на борт экипаж из двух человек. Такая конструкция может летать с гораздо большей скоростью и на значительно большее расстояние. Фактически мотодельтаплан - это очень легкий мини-самолет. Правда есть один нюанс - полеты на нем возможны только в хорошую погоду и при отсутствии сильного ветра, иначе конструкцию просто опрокинет в воздухе.
Мотодельтапланы имели реальный опыт участия в современных локальных конфликтах. Так, во время грузино-абхазского противостояния в начале 1990-х многие любители-воздухоплаватели в кустарных условиях переоборудовали свои легкие машины для боевого применения.
В течение недели пилоты отработали бомбометание легкими боеприпасами с высот до 700 метров. Появилась и своеобразная тактика их применения. Мотодельтаплан поднимался на высоту около 2 км, затем пилот дросселировал двигатель (переходил на малые обороты) и практически бесшумно планировал к цели, сбрасывал бомбы и немедленно уходил. Ночь была лучшим временем для проведения таких дерзких акций. Результаты отклонения от цели были приемлемыми.
Вскоре было зафиксировано несколько подобных боевых эпизодов. Так, 50-килограммовая бомба была сброшена на скопление грузинской техники на стадионе в Гаграх. Абхазские пилоты проявляли чудеса храбрости и летного мастерства и не раз наносили удары по объектам, занятым грузинскими войсками. Все боевые вылеты происходили ночью, а в качестве вооружения использовалась только одна бомба весом до 100 кг, которая сбрасывалась на бреющем полете, причем пилот мог сделать только один заход на цель.
Кроме боевого применения, дельтапланеристы зимой 1993 г. использовали аппарат для доставки продуктов абхазским отрядам в районе села Каман, которое было отрезано снегопадом. До сих пор в составе ВВС непризнанной республики есть отряд мотодельтапланов.
Однако необходимо учитывать, что ходили в бой легкие летательные аппараты не от хорошей жизни. Это была вынужденная мера в ситуации с полным отсутствием какой бы то ни было авиации. Тем не менее опыт показал, что дельтаплан необходим в некоторых случаях.
Будет полезен он и Росгвардии. Например, дельтаплан способен бесшумно появляться над самыми головами террористов, а экипаж может применить бесшумное снайперское оружие. Поскольку сообщалось об установке приборов ночного видения, то ночью, когда использование подобного летательного аппарата наиболее оптимально, можно вести наблюдение за ничего не подозревающим противником либо нанести внезапный огневой удар с помощью пулемета или бомб.
Противник, скорее всего, будет прислушиваться к работе двигателей самолетов, вертолетов или беспилотников, а бесшумный полет дельтаплана останется незамеченным. Кроме того, бывают ситуации, когда использовать авиацию не очень удобно, например, в случае захвата заложников, а дельтаплан за счет своих небольших размеров и бесшумности прекрасно подойдет для скрытной доставки бойцов спецназа.
Поскольку Росгвардия решает специфические задачи, требующие особого подхода, - борьба с терроризмом и экстремизмом, то для этой цели может быть полезна и специфическая техника.
Ситуация может еще больше обостриться