Европа восстала против исламизма

Правозащитники возмущены тем, что неприятие религиозного фундаментализма в Европе приравнивается к расизму и ксенофобии. Альтернативой свободной дискуссии является рост популярности праворадикальных движений

Французские общественные деятели опубликовали на страницах газеты Libération открытое письмо против засилья радикального ислама в Европе. Они обеспокоены тем, что людей, выступающих с критикой исламизма, обвиняют в ксенофобии, а на публичное обсуждение религиозных тем накладывается табу.

Фото: TASS

Манифест под названием "Со всей республиканской решимостью против радикального ислама" увидел свет в конце июня. Под обращением подписались представители десятков правозащитных и демократических организаций, а также известные французские политики, писатели, кинематографисты, публицисты, общественники. Примечательно, что среди них много деятелей арабского происхождения.

"Краеугольные камни нашей демократии - свобода выражения мнений и свобода критики - серьезно оспариваются во имя фальшивой борьбы против расизма, которая приравнивает к расистским проявлениям любую критику ислама. Эта идеологическая позиция подчиняет гражданские свободы диктату религии в целом и ислама в частности", - заявляют авторы обращения.

В манифесте отмечается, что люди, обвиняемые в исламофобии, за свои взгляды подвергаются жестоким преследованиям, запугиванию и физическому воздействию. Исламисты с подачи религиозных лидеров устраняют своих соперников любыми средствами, пишут авторы воззвания, напоминая об убийстве кинорежиссера Тео ван Гога, смертном приговоре романисту Салману Рушди, резне в редакции журнала Charlie Hebdo и других подобных случаях.

Более того, в ряде стран против общественников, выступающих противниками радикального исламизма, инициируются судебные процессы. Так, в сентябре этого года в канадской провинции Квебек начнется процесс над публицистом Джемилой Бенхабиб. Против нее подали иск за то, что она раскритиковала практику одной из частных школ Квебека, частично финансируемой государством, где девочки начиная с девятилетнего возраста обязаны покрывать голову платком.

У борцов с "исламофобией" есть четкие мотивы. Они хотят создать "царство страха", чтобы другие люди боялись высказывать критические замечания в адрес религиозной диктатуры. Кроме того, защитники ислама пытаются оказать на сторонников гражданских свобод "огромное давление, вымотать их как физически, так и финансово, бойкотировать их, исключить из общественной дискуссии".

"Не может быть и речи о том, чтобы мы отказались от свободы выражения мнений, от универсальных прав человека и прав женщин, которые не должны страдать от религиозных и культурных ограничений. Мы должны объединить свои силы и действовать коллективно. Это первая задача поддержки комитета, который только что был сформирован", - заключают составители воззвания.

В среде европейских интеллектуалов в последнее время очень часто выражается обеспокоенность тем, что едва ли не каждому человеку, который рассуждает о проблемах адаптации ближневосточных и африканских мигрантов в Европе, грозят обвинения в расизме и ксенофобии.

"Установленные исламом нормы с каждым днем заметны все больше и больше, - говорит в интервью Le Figaro французская писательница Жеральдина Смит, описавшая в своем последнем романе изменения, произошедшие с ее районом в последние годы под влиянием прибывших в Ниццу мигрантов. - Раньше это был простой, но дружелюбный район, где люди любого происхождения общались без каких-либо непреодолимых барьеров. Однако постепенно он превратился в оплот одной-единственной группы, которая поставила во главе угла неписаный, но вполне реальный фундаменталистский закон".

По словам Смит, боязнь оскорбить мусульман приводит к практике двойных стандартов: "У нас стараются не говорить об "исламистских террористах", словно ислам не имеет никакого отношения к этим экстремистам. Нападения иммигрантов-насильников из Кельна у нас предпочитают рассматривать как "отдельные случаи" из страха чрезмерных обобщений. Такие страхи, конечно, обоснованы, но можно ли заходить во всем этом до самоцензуры? Что мы сказали бы тому, кто заявил бы, что колониализм - всего лишь наслоение поступков отдельных людей?"

Философ Ален Финкелькро напоминает, что одной из базовых обязанностей жителей Французской Республики изначально была религиозная и культурная сдержанность в публичном пространстве. Поэтому мусульманам, желающим осесть в Европе, следует выполнять это требование.

Постоянное стремление осадить критиков фундаментализма способствует установлению новых запретов на те или иные высказывания. "Из-за того, что мы слишком быстро накладываем табу на определенные темы, в наш образ мышления снова проникает некоторая тоталитарная логика", - говорит философ, чьи слова приводит Deutsche Welle.

В действительности открытая дискуссия с европейскими поборниками гражданских свобод полностью отвечает интересам мигрантов, исповедующих ислам. Их действия рождают решительное противодействие со стороны радикальных ультраправых групп. Националисты, которым насаждение исламского образа жизни в Старом Свете, мягко говоря, не нравится, дискутировать с мигрантами не собираются. Они являются сторонниками совсем других мер воздействия.

В мае правопопулистская немецкая партия "Альтернатива для Германии" приняла на своем съезде в качестве одного из пунктов предвыборной программы антиисламский манифест. Делегаты партийного съезда поддержали призыв к полному запрету строительства минаретов, кличей муэдзинов и ношения паранджи на территории ФРГ. Партия допускает открытую общественную критику ислама и мусульманских организаций. Кроме того, она намерена добиваться прекращения финансирования мечетей в Германии иностранными организациями.

Подобные взгляды становятся все более популярными у европейских избирателей. Представители исламских организаций, пытаясь предотвратить волну "исламофобии", добиваются противоположного результата, принося электоральные очки праворадикальным движениям.

Выбор читателей