Колбаса как новая украинская политтехнология

Как именно национальной безопасности Украины может угрожать "ковбаса" - вопрос к экспертам узкого профиля. В то же время некоторые наблюдатели полагают, что идея вовсе не так безумна, как кажется на первый взгляд

Начавшаяся в мае на Украине масштабная кампания по декоммунизации набирает обороты. Сначала Верховная рада взялась за переименование более 300 населенных пунктов, затем тернопольский городской совет Украины запретил употреблять слова "Россия", "Российская Федерация" и "Москва" на вывесках и рекламных баннерах города, позже украинский кабмин утвердил перечень исторических государственных наименований, которые запрещается использовать при выборе названия для юридических лиц (под запрет попали "Киевская Русь", "Новороссия", "Малороссия", "Губерния" и некоторые другие). И, наконец, очередь докатилась до колбасы. "Московская" колбаса отныне будет именоваться "Бандеровской", что, по мнению производителя, обеспечит ей триумф на западе Украины.

Фото: twitter.com/ IrkaG

У российских наблюдателей в этой связи возник ряд соображений. В частности, блогеры в соцсетях живо интересуются рецептом "Бандеровской", уточняя, не из бандеровцев ли предполагается изготавливать данное мясное изделие. "Мне это переименование колбасы живо напомнило старый советский анекдот про колбасу "Член профсоюза", - пишет один из пользователей соцсетей.

Другие, анализируя весь эксперимент в целом, предлагают переименовывать все подряд в нечто нейтральное, "чтоб по 100 раз не переделывать после смены курса". Резоннее было бы обратиться к столичной или вечной национальной тематике - например, к салу, полагают россияне.

Президент Петр Порошенко, ранее неоднократно высказывавшийся за избавление от названий, которые ассоциируются с советским прошлым, называет процесс декоммунизации "вопросом национальной безопасности". Как именно национальной безопасности Украины может угрожать колбаса - вопрос, безусловно, к экспертам узкого профиля. В то же время некоторые наблюдатели полагают, что идея вовсе не так безумна, как кажется на первый взгляд.

"В условиях, когда украинская власть не может похвастаться экономическими успехами, она решила заняться политиканством и пустым пиаром. Нет никакой логики в переименовании улиц и городов, конечно, если не преследовать при этом коррупционные цели. Некоторые называют сумму в 10 млрд гривен, которая нужна будет на замену всех документов и вывесок в результате этих "реформ", - полагает экономист Александр Охрименко. - Это хорошие деньги, которые под видом "благородной цели" "декоммунизации" просто хотят разворовать лица, приближенные к госкормушке. Мало кто помнит, что в начале 1990-х на Украине тоже был период декоммунизации, тогда много переименовали улиц и городов. А точнее - старые вывески сняли, а новые не сделали, и только после 2000 года они появились".

Таким образом, посредством бредовых, казалось бы, идей решается двойная задача: и людям весело, и чиновникам доходно. А чтобы кто чего не заподозрил, до кучи переименовали и колбасу.

Но весело ли украинцам, и надолго ли еще хватит фантазии украинского руководства, всеми силами пытающегося отвлечь людей от насущного, - вопрос крайне спорный.

Например, на днях тысячи украинцев вышли на митинг в Киеве против резкого роста коммунальных тарифов. С июля квартплата подскочила почти в два раза и некоторым уже просто не по карману.

Люди называли происходящее "тарифным геноцидом": средняя пенсия в стране в два раза меньше той суммы, которую теперь ежемесячно предстоит выплачивать, например, владельцам "трешки".

Некоторым украинцам пришлось перестирать вещи впрок - до повышения тарифов, чтобы сэкономить на воде. Многие пенсионеры опасаются, что горячая вода отныне станет для них непозволительной роскошью. Однако, учитывая безработицу, сокращения и долги по зарплатам, такая участь ждет не только пенсионеров.

Митинговать выходили и в Одессе. "В первые годы независимости нам сказали, что наш жизненный уровень будет между Францией и Германией; сегодня Украина является одной из беднейших стран мира. Мы сегодня видим, что в прошлом году реальная заработная плата упала на 20%. Долг по заработной плате возрос в 2,3 раза и достиг 56 млн гривен в Одесской области", - говорили на митинге.

И что может противопоставить всему этому президент Порошенко? Обещания безвизового режима с ЕС, чтобы украинцы, наконец, обрели обещанный "жизненный уровень", но подальше от Украины? Но это зависит не от Порошенко, да и вряд ли потенциальные новые толпы беженцев вызовут бурную радость у европейцев. Поэтому остается лишь старый дедовский метод - морочить людям голову, прикрывая очевидные "фейлы" пропагандой. И в этом смысле колбаса "Бендеровская" похожа на соломину, за которую хватается утопающий.

Читайте также

Выбор читателей