Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
На страницах мировых СМИ появились фото, на которых изображены английские спецназовцы, действующие в Сирии. Снимки получились не самого хорошего качества, тем не менее на них хорошо различимы багги - специальные легкие вездеходы, которые широко применяются британским спецназом САС (Специальной авиационной службы) и их американскими коллегами. В российской армии подобная техника пока применятся эпизодически и только на учениях. Военные еще не решили окончательно, нужны ли им такие машины. Вместе с тем в войсках ВДВ активно отрабатываются действия с использованием квадроциклов. Стоит ли российскому спецназу перенять опыт использования и багги?
Дмитрию Медведеву показывают машину для разведки. Фото: Михаил Климентьев/ ТАСС
Пионерами в использовании подобной техники стали англичане, воевавшие с Роммелем в Африке во время Второй мировой войны. Оказалось, что три-четыре "Ленд Ровера" с установленными на них пулеметами, оказавшиеся в тылу врага, могут причинить гораздо больше вреда, чем бомбардировки или артиллерийские обстрелы. Опыт применения "блошиной техники" оказался настолько впечатляющим, что отказываться от него не стали и после войны.
Собственно, багги представляет собой небольшое полноприводное транспортное средство предельно простой конструкции - мощный мотор и усиленная рама, а кузова как такового нет - вместо него силовой каркас. В отличие от армейских вездеходов, например, американских "Хамви" или отечественных "Тигров", багги полностью лишены брони. Защита принесена в жертву высокой скорости и динамике. Кроме того, на силовой каркас можно установить от двух до трех пулеметов, автоматических гранатометов и даже противотанковых управляемых ракет. Все это превращает багги в идеальное рейдовое средство, стихия которого - нанесения внезапных молниеносных ударов в тылу противника и моментальный отход.
Англичане и американцы активно использовали эти небольшие машины во время первой войны в Заливе в 1991 году. Небольшие группы лихо разъезжали по тылам иранских войск и уничтожали пусковые комплексы зенитных и тактических ракет. Ловить такой "блошиный транспорт" с помощью армейских частей оказалось бесполезно - все равно что стрелять из пушки по воробьям. Рейдеры оправдали возлагавшиеся на них ожидания, несколько небольших групп практически полностью лишили наземные войска Саддама Хусейна мощного наземного оружия.
Сегодня багги продолжают активно использоваться американским спецназом. Главное преимущество перед армейскими вездеходами - повышенная мобильность и незаметность. Небольшие легкие машины могут пройти практически везде, а если вдруг случится застрять или сесть на брюхо, то экипаж очень легко вытащит свою "колесницу" буквально на руках. На немногих снимках, просочившихся в Сеть, видно, что багги больше напоминают навьюченных верблюдов: контейнеры со снаряжением и боеприпасами, канистры с водой и топливом. Натянутые сверху густые маскировочные сети могут настолько хорошо скрыть машину, что становится непонятно, а что вообще изображено на фото.
Почему же вместо баги не используют стандартные армейские внедорожники, на которые также можно установить большой ассортимент вооружения? Дело в том, что такая техника избыточна при проведении спецопераций. Джип гораздо труднее спрятать или замаскировать, он тяжелее, больше и, как ни странно, может взять на борт гораздо меньше снаряжения и людей. На багги же, как на старых трамваях, могут уместиться все, кому удалось зацепиться за поручень или встать на подножку, а за счет отсутствия брони освобождается место для установки вооружения, так что огневая производительность таких машин даже больше. Еще одно преимущество - низкий центр тяжести, поскольку броня отсутствует, а самой тяжелой деталью становится двигатель. Такая балансировка способствует дополнительной устойчивости машины во время пируэтов, которые приходится совершать, уходя от огня противника. Багги, конечно, боевое средство с достаточно ограниченной тактической нишей. Тем не менее для таких задач, как проведение рейдов, разведки, быстрой доставки или эвакуации диверсионных групп, оно может стать незаменимым.
В России вопрос о целесообразности применения багги пока остается дискуссионным. Одним из горячих сторонников такой техники был трагически погибший Герой России полковник Анатолий Лебедь. Он во время службы в 45-м отдельном гвардейском орденов Кутузова и Александра Невского разведывательном полку специального назначения представил президенту Медведеву (в 2011 г.) автомобиль собственной конструкции, предназначенный для операций и разведки в тылу врага. Машина существовала в единственном экземпляре, ее судьба и дальнейшее развитие концепции ушли в туман. Сегодня многие российские машиностроительные предприятия предлагают различные модели багги, которые можно использовать для проведения специальных операций, разведки и патрулирования. Однако сведений о том, что какая-то из машин всерьез заинтересовала Минобороны, пока нет. После создания Росгвардии есть шанс, что это ведомство с достаточно специфическими задачами может заинтересоваться подобной техникой, тем более что выбор есть. Так, одно из оборонных предприятий Москвы несколько лет назад представило концепт высокомобильного транспортного средства "Охотник", который как раз воплотил в своем облике идею багги. "Охотник" мог бы использоваться как в транспортном, так и в боевом варианте. Но и эта идея пока развития не получила.
Остается надеяться, что вопрос об обеспечении российского спецназа легкими транспортными средствами все-таки будет решен положительно.
Ситуация может еще больше обостриться