Китай строит новый бомбардировщик

По уровню военных технологий в области авиастроения Поднебесная практически вплотную приблизилась к лидерам - России и США, а в ближайшее время вполне может сделать и опережающий рывок

После покупки сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 "Мрия" Китай преподнес еще один сюрприз. Командующий ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал-майор Ма Сяотянь заявил о начале работ по созданию нового стратегического бомбардировщика. Каких-либо подробностей о тактико-технических характеристиках новой машины он не сообщил. Вместе с тем факт начала работ по созданию собственного стратегического бомбардировщика показывает, что Китай стремительно повышает свой военно-технический уровень.

Нынешние китайские бомбардировщики HY-6  - почти калька с советских. Фото: Wikipedia

На данный момент основу дальней и стратегической авиации КНР составляют машины Н-6, конструкция которых является продуктом творческого переосмысления советского самолета Ту-16, документация по производству которого была передана китайской стороне еще в середине прошлого века. Для своего времени Ту-16 был неплохим самолетом. Два реактивных двигателя позволяли ему разгоняться до околозвуковых скоростей, а главной задачей его была борьба с авианосцами и нанесение бомбовых ударов по тылам противника. Таким образом, в случае начала конфликта, Ту-16 из европейской части страны пошли бы на базы НАТО в Англии, Скандинавии, Германии, а самолеты с Дальнего Востока полетели бы топить авианосцы и подводные лодки. Бомбардировщик, в зависимости от поставленной задачи, может нести обычные неуправляемые бомбы, крылатые ракеты или ядерное оружие. Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня, Ту-16 уже устарел как морально, так и физически, тем не менее его почти полный аналог продолжает оставаться на вооружении авиации НОАК.

Собственного опыта разработки таких сложных конструкций, как дальние стратегические бомбардировщики, у Китая пока не так много, зато накоплена большая практика заимствования и переосмысления лучших зарубежных технических решений. В этом свете очень логичной выглядит и приобретение украинской Мрии. Китайские специалисты, может, и не будут копировать его конструкцию, однако, вполне могут снять данные по деформации корпуса от продолжительных нагрузок и другие параметры, которые легко можно будет использовать при проектировании бомбардировщика. Скорее всего, его конструкция не будет очередной копией и какого-нибудь российского самолета. Поскольку сегодня в Китае уже создается собственный истребитель пятого поколения, в котором использованы все современные достижения военной инженерии, то и бомбардировщик, вероятно, соберет в себе все лучшее, что есть в других страна.

Безусловно, прежде всего конструкторы Поднебесной будут ориентироваться на Россию и США. Из опыта отечественного авиастроения китайцы могут присмотреться к Ту-160, при крейсерском полете которого могут достигаться сверхзвуковые скорости и который несет полезную нагрузку из крылатых ракет, размещенных в бомболюке на револьверной установке. Также интерес могут вызвать и последние модификации дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3, который оснащен прицельными комплексами, позволяющими производить бомбометание практически в автоматическом режиме, при минимальном участии экипажа. Сходный элемент конструкции самолетов - крыло с изменяемой стреловидностью как раз и обеспечивает высокую скорость полета на всем диапазоне высот.

Что касается американских машин, то тут внимание прежде всего должен привлечь сделанный по схеме "стелс" B-2 Spirit. В конструкции американского самолета широко применяются радиопоглощающие материалы, а форма корпуса рассчитана так, чтобы стать максимально невидимой на экранах радиолокационных станций систем противовоздушной обороны. Кроме этого, самолет адаптирован для участия в так называемой "сетецентрической войне", где каждый боец или единица боевой техники действуют в рамках единого плана и информационного поля. Безусловно и этот опыт будет китайцами учтен.

Какие же цели получит новый бомбардировщик? Конечно, Китай не собирается воевать со всем миром, однако, состояние стратегической авиации НОАК давно требует изменений. Просто настал черед для обновления и дальней авиации, которая необходима любой стране, которая позиционирует себя как сверхдержаву. Обострение отношений с ближайшими соседями по поводу конфликта за спорные острова в Южно-Китайском море так же заставляют Пекин демонстрировать высокий потенциал военно-промышленного комплекса, самым ярким подтверждением которого является постройка современных стратегических бомбардировщиков. По заявлениям китайских военных, при работе над новой конструкцией особенный упор будет сделать именно на качество выполнения работ. Пекин, похоже, окончательно отошел от идеи диалектического перехода из количества в качество и занялся целенаправленным созданием машины четвертого поколения.      

Выбор читателей