Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Исключение из принятого минувшим летом антиколлекторского закона деятельности по взысканию просроченной задолженности за коммунальные услуги делает сферу ЖКХ все более привлекательной для разного рода борцов с неплательщиками. Тем более что, по данным Минстроя РФ, долги физических лиц за коммуналку неуклонно растут и оцениваются уже в 250 млрд рублей.
Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС
Эксперты и сами участники рынка недоумевают, почему принятый наконец после череды резонансных правонарушений со стороны выбивателей долгов закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" не был распространен на сферу ЖКХ. И хотя законодатели специально оговорили, что возврат долгов за жилищно-коммунальные услуги подпадает под действие указанного документа, если задолженность продана агентству, для которого эта деятельность является основной, обойти этот запрет достаточно легко.
Как сообщил корреспонденту "Утра" первый вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов, взаимоотношения между профессиональными взыскателями и управляющими компаниями (УК) и сектором ЖКХ в целом находятся вне рамок принятого закона. То есть ограничения по количеству и времени звонков и визитов, оказания психологического давления и т.д. не распространяются на деятельность по взысканию коммунальной задолженности, причем неважно, кто занимается этой деятельностью - сами УК или компании, которые они привлекают, подчеркнул он.
"Могут быть разные трактовки, но формально сейчас, если речь идет о взыскании задолженности, относящейся к коммунальному сектору, и компания-взыскатель не находится в реестре профессиональных коллекторских агентств, действие закона на нее не распространяется. Но при этом еще не существует никакого реестра, нет регулятора этого рынка, нет даже уверенности в том, что эти положения будут введены в срок - до 1 января 2017 года, правительство явно не успевает с принятием подзаконных актов", - добавил Морозов.
Сегодня создать фирму, которая будет заниматься, по сути, коллекторской деятельностью без всякой регистрации в реестре, проще простого, считает ведущий юрисконсульт направления "Городское хозяйство" "Института экономики города" Дмитрий Гордеев. По его словам, взысканием долгов за ЖКУ давно уже не гнушаются и сами УК, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации, которые вообще не связаны по рукам никаким законом о коллекторской деятельности. "Давно существует тенденция увеличения штата управляющих организаций за счет юристов. Сами управляющие шутят, что иногда юристов в компании больше, чем инженеров. Теоретически ничего не мешает УК за деньги собственников создавать целые структуры, которые будут заниматься выбиванием долгов, причем методами, которые используют недобросовестные коллекторы", - отметил он.
Чтобы не допустить этого, Гордеев считает необходимым распространить нормы антиколлекторского закона на всех участников рынка ЖКХ. "Нельзя защищать одну часть граждан и оставить на произвол другую", - уверен он.
Коллекторами в сфере ЖКХ будут применяться уже опробованные ими методы, опасается партнер юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко. "И было бы правильным установить единый порядок и правила работы с задолженностью физических лиц, а не разделять такую деятельность в зависимости от того, откуда у человека возникла задолженность", - подтвердил он.
Руководитель проекта "Стоп коллектор" Вячеслав Курилин рассказал, что собственники бизнеса в ЖКХ оценили преимущества работы с наемными коллекторами. "Иметь в штате юриста выходит дороже, чем привлечь людей со стороны и платить им комиссионные с взысканных сумм. Ну и, к сожалению, так получается, что коллекторы с их методами работы, включающими звонки, личные визиты, а иногда и более изощренные способы, воздействуют, как оказалось, намного эффективней законопослушных юристов", - добавил он.
При этом, по его словам, если банки при работе с коллекторами в большей степени опасаются репутационных потерь и стараются дистанцироваться от слишком ретивых и нечистоплотных взыскателей, в сфере ЖКХ на моральную сторону обращают меньше внимания. "Здесь основную роль играет чисто экономический фактор", - уверен он.
Первый вице-президент НАПКА полагает, что выведение коммунальной сферы из-под действия нового закона - временная мера. "Необходимо понять, как будет работать система взысканий с учетом принятых ограничений. А потом ее нормы постепенно распространят на все сферы, где возникает какая-либо задолженность. Иначе сложно понять логику законодателей, принявших документ, направленный на улучшение профессиональной работы взыскателей. Если мы хотим улучшить правила работы на рынке, необходимо, чтобы эти правила распространялись и на такую крайне чувствительную область, как ЖКХ", - пояснил Морозов.
По мнению Курилина, коммунальная сфера довольно привлекательна для коллекторов, хотя суммы взысканий, как правило, несопоставимы с долгами по кредитам.
Суммы сравнимые, утверждает первый вице-президент НАПКА. "Если собственник жилья задолжал за несколько месяцев, может набежать и 50-70 тыс. долга. А сумма долга за большую инвестиционную квартиру может достигать порой размера приличного автокредита", - сообщил он.
При этом, по словам Морозова, сумма долга - отнюдь не критерий. Профессиональных участников коллекторского рынка сфера ЖКХ устраивает далеко не во всем. Во-первых, она мало автоматизирована, в отличие от банков и микрофинансовых организаций. Лицевые счета могут вестись достаточно плохо, информационные системы часто устаревшие либо примитивные. Во-вторых, отсутствие прозрачности тарифов всегда было бичом ЖКХ. Если в банке заемщик подписывает договор, то с тарифами за коммунальные услуги и регулярной их индексацией мы соглашаемся по умолчанию.
Кроме того, рассказал Морозов, в ЖКХ существуют полукоррупционные схемы, когда аффилированная с УК фирма вставляется в цепочку между плательщиком и получателем платежей и отщипывает определенную комиссию якобы за работу по взысканию долга.
Государство со своей стороны делает не все для борьбы с должниками в ЖКХ, считает Гордеев. Он напомнил, что во всем мире те, кто без всяких оснований не платит за жилье, могут лишиться его по решению суда - квартира будет продана для погашения долга. "В России же нельзя за счет единственной квартиры истребовать долги, возникшие в процессе ее содержания. И большая часть должников этим злоупотребляет. В результате за них вынуждены платить добросовестные собственники жилья", - резюмировал ведущий юрисконсульт "Института экономики города".
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт