Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Американская компания Northrop Grumman назвала "имя" будущего стратегического стелс-бомбардировщика В-21. Пока проект существует только в виде компьютерной графики, но нет сомнения в том, что он будет доведен до ума и построен в металле. Ориентировочно планируется выпустить первый летающий образец к 2020 году. Назовут машину Raider ("Рейдер"), что, видимо, будет иметь определенную смысловую нагрузку, ведь в соответствии с концепцией таких самолетов они должны будут прорывать системы противовоздушной обороны вероятного противника. Конечно, главной целью "Рейдера" будут не террористы, против которых он тоже может применяться, а военные и иные стратегические объекты на территории России.
Примерный вид будущего самолета В-21. Фото: Northrop Grumman
Американский журнал The National Interest отмечает, что вероятным прототипом для облика будущего бомбардировщика станет стоящий сегодня на вооружении В-2 Spirit ("Дух"). То есть во главе угла при проектировании корпуса вновь будут поставлены технологии снижения радиозаметности, которые стали сегодня обязательными для новых типов боевых самолетов. Причем разработчики не питают иллюзий относительно возможностей современных средств обнаружения: даже самолет с низкой эффективной площадью рассеивания (ЭПР) (по некоторым данным, для В-2 этот показатель составляет до 0,1 кв. м) будет обнаружен. По мнению начальника штаба ВВС США генерала Нортона Шварца, в современных условиях боя В-2 уже не отличается хорошей выживаемостью и боевой устойчивостью. В конструкции ударных самолетов F-35 тоже применены технологии незаметности, однако противник будет знать о присутствии их в районе боевых действий, в то время как В-21 должен будет полагаться на эффект внезапности и оставаться необнаруженным хотя бы некоторое время. Это позволит ему более-менее внезапно выйти на выгодную позицию для пуска ракет или сброса бомб.
Детальные данные о боевых характеристиках, а также о двигателях и другом оборудовании пока отсутствуют. Вместе с тем, по оценке The National Interest, не факт, что инженеры Northrop Grumman сделают ставку на строительство супербомбовоза, который превзойдет по размерам "Дух". Американские военные считают, что использовать такие высокотехнологичные самолеты просто для бомбовых ударов (В-2 один из самых дорогих бомбардировщиков, а В-21 может и побить рекорд стоимости) слишком избыточно. Тем более что с функцией доставки неуправляемых бомб вполне может справиться и старый добрый В-52Н, который, несмотря на солидный возраст, пока не собираются снимать с вооружения. Новый же бомбардировщик вообще может быть сделан компактнее своего предшественника, и едва ли он будет сверхзвуковым.
Задача В-21 - противостоять современным системам перехвата и атаковать жизненно важные объекты гражданской и военной инфраструктуры, в том числе и с помощью тактических ядерных зарядов. Поэтому, в отличие от Ту-160, главный козырь которого - скорость и возможность осуществлять крейсерский полет на сверхзвуке, В-21 будет делать ставку на внезапность и сложное оборудование, которое будет защищать его от управляемых ракет.
Разумеется, самолет будет более универсальным, чем В-2. Так, рассматривается проект по возможному его применению в качестве многофункциональной воздушной платформы. Это значит, что самолет сможет не только сам наносить удары по целям, но и передавать данные о них другим самолетам, наземным или морским системам-носителям высокоточного оружия. Модная концепция сетецентрических войн в последнее время захватила умы военного руководства США, так что не миновать и "Рейдеру" экспериментов по превращению в часть "боевого информационного облака".
Не решен пока и один из самых главных вопросов - какая силовая установка будет на бомбардировщике. Вероятнее всего, это будет адаптация двигателей F118, которые стоят сегодня на "Духе".
Концепция В-21 хоть и неплохо смотрится, тем не менее пока не вполне ясна. Основу сил стратегической авиации США сегодня составляют В-1В, В-52Н и все тот же В-2. Каждый из этих самолетов имеет свою тактическую нишу: В-1В - примерный аналог российского Ту-160, В-52Н ровесник и "одноклассник" Ту-95, а вот В-2 и В-21 - машины, эквивалента которым в ВКС России нет, да и в других странах тоже. Концепт стратегического стелс-бомбардировщика - задумка оригинальная, тем более что она была воплощена в реальности и проверена в боевых условиях. Однако не ясно, зачем стратегическому бомбардировщику особенно и нужен этот самый "стелс". Такую машину все равно не спрятать от современных радаров, а по своим скоростным и маневренным характеристикам она весьма уступает ряду самолетов аналогичного назначения. Очевидно, что в новой машине ставка будет делаться не только на незаметность, но и на интеграцию в "боевое облако". Таким образом, выживаемость машины должны будут обеспечить не только бортовые системы радиоэлектронной борьбы, но и грамотное взаимодействие с остальными боевыми самолетами и даже следящими спутниками. Но в этом случае снова мало ясности: какой смысл в невидимости, которая достигается дорогим производством, если главная изюминка самолета не будет играть существенной роли?
Не исключено, что В-21 может повторить судьбу F-117, сбитого над Югославией в 1999 г., то есть оказаться слишком переоцененным проектом.
Ситуация может еще больше обостриться