Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Специалисты саратовского КБ "Электроприбор" сообщили о разработке новой ракето-торпеды для подводных лодок и надводных кораблей, которая должна прийти на смену изделию ВА-111 "Шквал" и носит название "Хищник". Возможно, проблема создания подводного сверхзвукового оружия теперь сдвинется с мертвой точки и обретет более четкие очертания.
Фото: Wikimedia
Ракето-торпеда "Шквал" была разработана в конце 70-х годов в рамках работ по теме скоростного подводного оружия, против которого были бы бессильны все существующие средства защиты. В то время особенную актуальность приобрела проблема борьбы с американскими авианосными ударными группами (АУГ), которые были хорошо прикрыты как с воздуха - за счет своей авиации и кораблей обеспечения, так и под водой, где "слепые" зоны "сонаров" прикрывали многоцелевые субмарины.
Подобраться незамеченным к такой цели на дистанцию торпедного залпа было нелегкой задачей, но, даже если это удавалось, корабли группы вполне могли бы уйти от торпед. Почему? Во-первых, современные средства обнаружения позволяют эффективно засекать точку пуска торпед и оперативно предпринимать ответные действия. Во-вторых, скорость хода торпед относительно низкая, так что при пуске с большой дистанции (свыше 10 километров) у кораблей противника есть время сделать противоторпедный маневр. Существует масса средств противодействия торпедам - от "шумелок", которые обманывают головку самонаведения (которая реагирует на звук винтов надводных кораблей) до обстрела торпеды специальными боеприпасами, взрывающими боевую часть. В связи с этим было решено разработать такую торпеду, среагировать на которую враг не успеет, и которая гарантированно поразит цель при выходе на позицию атаки. Так родилась идея ракето-торпеды, которая двигалась бы под водой со скоростью 300-350 километров в час, почти как легкий самолет.
Но как заставить физическое тело двигаться с такой скоростью в среде, которая в 1000 раз плотнее воздуха, и где взять двигатели, развивающие такую тягу? Конструкторы решили эти задачи по-настоящему изящно. Для преодоления сопротивления воды в носовой части торпеды был укреплен кавитатор - эллиптической формы плоская пластина с острыми закраинами. При достижении определенной скорости, которую обеспечивают ракетные ускорители, вокруг торпеды образуется пузырь (каверна), который обволакивает корпус и уменьшает гидродинамическое сопротивление, благодаря чему снаряд движется как бы не в воде, а в воздухе. Благодаря таким техническим решениям, "Шквал" несется к кораблям противника на скорости порядка 200 морских миль (370 километров в час).
Чисто теоретически, уйти от такой торпеды было почти невозможно. Дальность хода торпеды оказалась всего 13 километров, что слишком мало для современного морского боя, поскольку на таком расстоянии лодка светится на радарах как новогодняя елка. Торпеда имела очень жесткие ограничения и по глубине пуска - всего 30 метров, что еще больше снижало скрытность атакующей субмарины и превращало ее практически в камикадзе. Наконец, возможности маневра самой торпеды были очень ограничены из-за особенностей гидродинамики - двигаться она могла только по прямой, а значит, маневрирующая цель становилась трудной мишенью. Еще один недостаток - торпеда была очень шумная. Ее реактивные двигатели были слышны и без всяких гидрофонов, а импульс при выходе из торпедного аппарата был такой, что мог причинить вред уже своей собственной лодке. Несмотря на имеющиеся недостатки, торпеду приняли на вооружение, однако военным морякам и конструкторам было ясно, что это "гадкий утенок", которому еще только предстоит стать лебедем.
Выдающиеся скоростные характеристики создали торпеде незаслуженную медийную славу. В СМИ постоянно писали о российском чудо-оружии, которого так боятся американцы. Это было, конечно, далеко не так. Американцы больше боялись не "Шквала", а т.н. "толстых" торпед, дальность хода которых в пятеро больше, и наводятся они не на звук, а на кильватерный след, который еще долго остается в воде после прохода большого корабля. Обмануть такую торпеду "шумелками" невозможно.
В новых ракето-торпедах "Хищник" недостатки "Шквала" должны быть учтены и устранены. Пока подробной информации по проекту нет, однако ясно, что в первую очередь конструкторам придется работать над совершенствованием механизмов управления торпедой, увеличением глубины пуска и дистанции стрельбы. Если эти проблемы будут решены, то российские подводники получат действительно страшное оружие против авианосцев и стратегических атомных подводных лодок, поскольку увернуться от такой торпеды (в том случае, если она получит эффективные механизмы управления) будет просто невозможно. А с учетом того, что ее боевая часть была спроектирована с возможностью устанавливать и ядерный заряд, шансов уцелеть у противника просто не останется. По предварительной информации, уже в этом году планируются предварительные испытания "Хищника".
Ситуация может еще больше обостриться