Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Российский вертолет Ми-8, доставлявший гуманитарную помощь в Сирии, отразил атаку переносного зенитно-ракетного комплекса боевиков. Новейшая система активной защиты "Президент-С" в боевой обстановке доказала свою эффективность. По официальной информации российского Центра примирения враждующих сторон, благодаря набранной высоте полета, своевременному обнаружению запуска ракеты противником и мастерству экипажа при маневрировании машиной, попадания в вертолет удалось избежать. Никто из находившихся в вертолете российских военнослужащих не пострадал.
Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС
До недавнего времени, практически единственным средством защиты вертолетов было мастерство пилотов, которые могли в случае своевременного обнаружения пуска ракеты уклониться от нее, или применить тепловые ловушки, которые, правда, оказывались все менее эффективными против современных ракет, головки самонаведения (ГСН) которых научились отличать ложные цели от настоящих. Таким образом, идея обмануть умную начинку ГСН лежала на поверхности, однако технически это было реализуемо отнюдь не легко. Тем не менее с этой задачей новому комплексу удалось справиться.
Что же представляет собой система "Президент-С"? Ее можно сравнить с невидимым электронным куполом, который защищает вертолет. Как сообщает разработчик системы, НИИ "Экран", бортовой комплекс обороны (БКО) "Президент-С" собран из нескольких блоков, которые включают устройство управления, станции: предупреждение о радиолокационном и лазерном облучении, предупреждение о ракетной атаке, постановка активных радиопомех (САП) и лазерная станция оптико-электронного подавления (ЛСОЭП), устройство выброса авиационных расходуемых средств: противорадиолокационных патронов, патронов инфракрасного излучения, патронов с передатчиками помех одноразового использования (ППОИ). Для самолетов дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации в качестве дополнительной опции может быть использована активная буксируемая радиолокационная ловушка (АБРЛ) для защиты от управляемых ракет с радиолокационными головками самонаведения. Устройство перенацеливает атакующую ракету на буксируемую ловушку, которая прицеплена к 150-метровому тросу.
В целом комплекс "Президент-С" монтируется на борту вертолета так, что внешних изменений в конструкции практически нет - на виду остаются только полусферические башенки на бортах винтокрылой машины, а все остальное оборудование спрятано внутри. Оборудование рассчитано на все случаи жизни - как на атаки ракет с тепловой головкой самонаведения, против которых применяются специальные ловушки, отстреливаемые наподобие сигнальных ракет, так и против иных средств. Главным оружием "Президента-С" является специальный излучатель на основе сапфировой лампы. В случае обнаружения пуска ракеты и захвата ей цели, узконаправленный луч сбивает с толку головку самонаведения и заставляет ее отклоняться в сторону. Кроме этого, интеллектуальная система может дать команду пилотам вертолета резко сманеврировать, изменив курс или высоту, еще больше усложняя задачу поражения винтокрылой машины. Аналогов этой системы в мире пока не существует. Российские ученые-оборонщики стали первыми, кто смог сделать подобный действующий серийный образец.
Экспортным вариантом комплекса уже заинтересовались военные из других стран, Египет планирует закупить несколько комплектов оборудования для своих военно-воздушных сил.
Необходимо отметить, что помимо этой системы, были разработаны и другие средства для защиты боевых вертолетов. Так, новый комплекс радиоэлектронной борьбы "Рычаг-АВ" может обеспечить оборону сразу нескольких самолетов или вертолетов. Комплекс "Витебск", аналогичный "Президенту", устанавливается на новейшие ударные вертолеты Ми-28Н и Ми-28НМ и защищает их от управляемых ракет, наводящихся по радиосигналу. На ударных вертолетах комплекс интегрируется с системами навигации и прицеливания.
"Президент-С" стал без преувеличения прорывом в создании современных средств защиты авиации. Как правило, такие разработки нуждаются в определенном периоде практической отработки, в ходе которого могут устраняться проявившиеся недостатки, неизбежные в работе сложнейшего оборудования.
Ситуация может еще больше обостриться