Небо закроют на замок

Российским инженерам одним из первых удалось на практике воплотить концепцию модульного комплекса противовоздушной обороны, которые закроет от атак с воздуха любые объекты, включая городские кварталы  

Отечественный зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия Тор-М2Э - единственный в мире, способный одновременно работать как по крупным воздушным целям, так и по крылатым ракетам, и бомбам. Новая модификация позволяет прикрывать от атак с воздуха практически любой объект, включая и городские кварталы.

Зенитный комплекс Тор-М2Э. Фото автора

Семейство этих комплексов было разработано в ответ на новые воздушные угрозы - начиная с 80-х годов кроме самолетов и вертолетов все большую опасность стали представлять крылатые ракеты и корректируемые авиабомбы. В последнее время к числу потенциально опасных целей прибавились и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Для обеспечения противовоздушной обороны объектов, расположенных в оперативном и стратегическом тылу, а также прикрытия войск на поле боя ижевские инженеры разработали зенитно-ракетный комплекс нового поколения Тор-М2Э. Очередная модификация стала по-настоящему прорывной, поскольку задает новые стандарты в обеспечении противовоздушной обороны. Главное отличие от предыдущего поколения Торов, да и от остальных аналогов как отечественных, так и зарубежных - в модульности конструкции. Это означает, что блок из органов управления и ракет можно установить практически на любую платформу - начиная от гусеничных или колесных машин, и заканчивая стационарными установками или даже кораблями. Компоновка Тора проста - в центре боевого блока помещается как бы "стакан" с восемью зенитными ракетами, и два радара - кругового обзора и наведения, который представляет собой фазированную антенную решетку. Из боевых блоков, как из кубиков конструктора, можно собрать различные боевые конфигурации в соответствии с требованиями обстановки. Каждый комплекс в отдельности может сам находить и уничтожать цели, а может получать указания от стороннего источника, например, центрального пункта управления ПВО района. В случае, если из строя вышли локаторы, новая модификация Тора может работать просто как пусковая установка, стреляя ракетами, которые будут наводиться по данным от других комплексов. По сути, это российский вариант так называемой сетецентрической концепции войны, которую культивируют американские стратеги с конца прошлого века.

Основное вооружение комплекса составляют восемь зенитных ракет 9М9331, которые способны перехватывать цели, летящие со скоростями до 700 метров в секунду на высоте до 10 километров и расстоянии до 15. Получается, что комплекс прикрывает пространство тороидальной формы, напоминающее бублик. Собственно, отсюда и название - Тор, которое не имеет никакого отношения к скандинавской мифологии.  

Управление наведением ракеты предельно автоматизировано и чем-то напоминает компьютерную игру. Оператор на своем пульте выбирает приоритетную цель и отдает команду на ее поражение, дальше ракета все делает сама. Комплекс может одновременно обстреливать четыре разные цели, причем интервал пуска ракет всего пара секунд. В отличие от других аналогов, Тор способен вести огонь не только с места, но и в движении, что сильно увеличивает тактические возможности использования машины - вплоть до прикрытия мотострелковых и танковых частей на марше.

Пульт управления стрельбойПульт управления стрельбой. Фото автора

А поскольку принцип модульности обеспечивает возможность установки на гусеничные и колесные платформы грузоподъемностью до 20 тонн, этот комплекс может действовать в любой климатической зоне. Кстати, эта возможность значительно расширяет и экспортный потенциал. Так, для африканских стран, где климат жаркий и много песка, больше подходят колеса, поскольку гусеницы очень быстро изнашиваются в такой природной среде, а для северных стран, в том числе и России, оптимальной будет гусеничная модификация.

И эти возможности уже оценили иностранные заказчики - Египет и ряд латиноамериканских стран проявляет большой интерес к новой российской разработке, поскольку ее можно максимально адаптировать под местные условия без потери боевых или эксплуатационных качеств. Вместе с боевыми моделями в комплекс поставки входят и учебные машины, которые сделаны на базе вездеходов КАМАЗ, т.е. вести обучение можно практически в боевых условиях.

По совокупности своих характеристик Тор-М2Э не имеет аналогов в мире. На международных военных выставках представители предприятия-производителя, Ижевского электромеханического предприятия "Купол", неоднократно предлагали своим иностранным коллегам честную дуэль - вывезти комплексы на полигон и тут же испытать стрельбой по мишеням. Условия предлагались самые суровые - несколько мишеней на разных высотах и с разных направлений. Однако западные коллеги так и не пожелали выйти к барьеру.

По словам генерального директора предприятия "Купол" Фанила Зиятдинова, комплексы Тор имеют большой модернизационный потенциал. Конструкторы стараются быть на шаг впереди остальных и уже сегодня задумываются о борьбе с гиперзвуковыми целями, правда, по мнению экспертов, всерьез говорить о таком оружии пока рано. До действующих опытных образцов пока еще далеко. Тем не менее, в перспективе Торы будут способны сбивать и такие цели.

Уже сегодня есть возможность сделать комплекс полностью роботизированным, чтобы без участия человека производились поиск и выбор целей, определение их приоритетности и команда на уничтожение. Однако решение этой задачи интереснее скорее инженерам, а не военным, поскольку человек лучше робота справляется с задачей выбора целей в бою, где ситуация порой развивается не по законам формальной логики.

Тор-М2Э уже поступает на вооружение российской армии. На сегодняшний день количество машин всех модификаций в войсках превышает полторы сотни и будет постоянно увеличиваться.             

 

Выбор читателей