ЕвроПРО переходит в наступление

Штаты планируют выйти из договора по ракетам малой и средней дальности в одностороннем порядке. Данное событие усугубит и без того сложные отношения между Москвой и Вашингтоном  

Представитель Генштаба РФ генерал-лейтенант Виктор Познихир заявил, что развертывание американской ПРО угрожает балансу стратегических вооружений. Он также сообщил, что России известно о проектах США по созданию гиперзвукового оружия, которое представляет угрозу национальной безопасности страны, сообщает Russia Today.

Фото: ZUMAPRASS/ ТАСС

Генерал отметил, что российская сторона неоднократно обращала внимание Америки на то, что противоракеты США могут угрожать космическим аппаратам России и Китая. Отмечается и то, что Пентагон и его союзники отказываются обсуждать вопросы создания ПРО в Европе и учитывать российские интересы. Штаты не дают никаких гарантий, что их противоракетный потенциал не будет направлен на Россию. Генерал убежден, что действия Вашингтона в отношении Москвы и Пекина не останутся без ответа, меры будут приняты. 

В этом году впервые проводились совместные российско-китайские учения по противоракетной обороне. На учениях отрабатывались вопросы взаимодействия двух стран в отражении ракетных ударов со стороны условного противника, развернувшего вооружения вблизи границ. Подобные учения будут проведены и в следующем году, сообщает генерал.

К сожалению, не первый год российские власти, дипломаты и военные выражают обеспокоенность по поводу развертывания на евразийском континенте систем противоракетной обороны США. Заверения американцев о необходимости защиты Европы от Ирана и Северной Кореи уже утратили смысл. Система ПРО направлена на Москву и Пекин и призвана нивелировать стратегические ядерные силы двух крупнейших держав - России и Китая. 

Не первый раз с международной трибуны Москва вынуждена акцентировать свое внимание на данной проблеме. И для этого есть веские основания.

Российские аналитики считают, что в скором времени США под каким-либо предлогом выйдут из Договора по РМСД 1987 г. - двустороннего соглашения, запрещающего использование ракет малой и средней дальности. Вероятность одностороннего выхода очень высока. 

Такие опасения отнюдь не беспочвенны: стало известно, что американцы и их союзники в ближайшей перспективе попытаются скрытно вооружить военные базы и корабельные системы ПРО пусковыми установками, на которых могут быть использованы крылатые ракеты "Томагавк". Поскольку данный вид вооружений относится к классу РСМД, то его удары могут накрыть огромную часть территории России. 

Получается, что американцы не только идут на нарушение договора о РСМД 1987 г., но и оснащают систему ЕвроПРО дополнительной функцией: она сможет теперь и обороняться, и наступать - наносить прицельный ракетный удар на расстояния в тысячи километров.

Еще один двусторонний договор между Россией и США трещит по швам. Принципы безопасности Европы, заложенные еще в советское время, в очередной раз попираются Америкой, но уже при содействии европейских стран - участниц НАТО. 

В 2001 г. Америка в одностороннем порядке вышла из договора по ПРО (1972 г.), сославшись на то, что правовой акт "мешает развивать системы самозащиты". Рейган тогда объявил себя приверженцем идеи новых моделей сотрудничества России и НАТО. Не так давно Обама пытался нас убедить в том, что система ЕвроПРО станет "областью сотрудничества между Вашингтоном и Москвой".

Но сейчас мы отчетливо видим, что за громкими словами американских лидеров стоят реальные планы, угрожающие безопасности нашей страны. К примеру, буквально вчера генсек Североатлантического альянса озвучил формулу взаимодействия России и НАТО - "оборона и диалог". Можно ли доверять этим словам? Есть сомнения.

Мы уже долгое время наблюдаем за тем, как Штаты демонстрируют агрессивное поведение на международной арене. Сегодня повышенный "дипломатический" тон американцев вызван в первую очередь разногласиями Москвы и Вашингтона в разрешении сирийского кризиса. Печально, но эти разногласия уже привели к разрыву дипломатического сотрудничества России и США на Ближнем Востоке. 

Американцы и их союзники в Европе, которые не смогли выполнить договорные обязательства в Сирии, но в то же время делают громкие заявления в отношении России - обвиняют ее в военных преступлениях, угрожают новыми санкциями и трибуналом. Не справилась Америка и с соглашением по утилизации плутония. Российская сторона уже объявила о выходе из договора по сотрудничеству в научных исследованиях в ядерной и энергетической сферах, а также выдвинула свои жесткие условия. 

Вывод напрашивается простой: нарушения договоров со стороны США носят системный характер, уровень доверия к американцам окончательно подорван. 

Каким видится выход из сложившейся ситуации? Аналитики говорят о необходимости "перезагрузки" всех устаревших договоров - о принятии новых правовых актов в соответствии с современными реалиями. Сложившийся кризис отношений России с США, НАТО, европейскими странами, с соседней Украиной диктует сегодня эту необходимость. 

И действительно, договор РСМД заключался между Москвой и Вашингтоном, а его положения не запрещают нахождение ракет в третьих странах. Поэтому договор в перспективе должен быть многосторонним. 

Сегодня представители российского Минобороны заявили, что готовы к переговорам по ПРО в различных форматах: Россия - США, Россия - НАТО. Военное ведомство надеется, что при заключении соглашений по проблематике противовоздушной обороны будут учтены интересы всех сторон. Но американцы, по мнению аналитиков, к таким контактам пока не готовы. 

Понятно, что пока не будут приняты новые соглашения по всем проблемным вопросам в области вооружений, достичь разрядки напряженности между странами будет тяжело. Кроме того, нельзя отрицать и тот факт, что соглашения тогда будут оптимальными, полными и бескомпромиссными для всех сторон, когда произойдет "перезагрузка" отношений между Россией и США. 

Как же будут складываться отношения Москвы и Вашингтона в ближайшие годы? Когда наступит очередная "перезагрузка" отношений двух стран? Выстраивая российско-американское сотрудничество в будущем, необходимо учитывать особенности внешней политики, которую проводили американцы в отношении постсоветской России в течение последних 20 лет. За эти годы ничего не изменилось, и вряд ли что-то кардинально поменяется. 

Одним из важнейших компонентов американской "дипломатии" является политическая демократия. Она закрепляет за Америкой право вмешиваться во внутренние дела России для установления своих демократических ценностей в стране. Яркий пример - принятый Конгрессом США "Закон Магницкого". 

Второй компонент - расширение военного альянса НАТО максимально близко к российским границам. Результат проведения такой политики мы видим на карте Европы. И это еще не предел! 

Третий - "выборочное сотрудничество", согласно которому США налаживают взаимодействие только в выгодных для себя сферах. 

Россия неоднократно шла на уступки Америке - поддерживала выгодные только США резолюции в ООН (ужесточение санкций против Ирана за деятельность в ядерной сфере в 2010 г., закрытие воздушного пространства над Ливией в 2011 г. и другие), но ничего не получила взамен.

За эти годы нам не удалось положить конец расширению НАТО, прекратить вмешательство во внутреннюю политику страны. Российские власти хотели прийти к компромиссу по вопросу развертывания системы ЕвроПРО, но вынуждены теперь принимать очередные ответные меры.

Безусловно, такие формы внешней политики США будут приводить к напряженности в отношениях между двумя странами и порождать новые импульсы холодной войны. 

Отношения Москвы и Вашингтона будут складываться нелегко. Во-первых, на сотрудничество двух стран сильное влияние окажут внешние факторы. Один из главных - продолжающаяся война на Ближнем Востоке. Она будет держать в напряжении обе страны. Но несмотря на различные противоречия, дипломаты все-таки вернутся за стол переговоров по Сирии.

Во-вторых, уровень российско-американских отношений будет определяться политикой, которую начнет проводить новый президент Америки. Если на выборах победит Клинтон, то аналитики прогнозируют усиление "пропагандистской войны" между США и Россией. Из уст демократа уже звучит воинствующая риторика, Клинтон уверена, что у Штатов найдется "много рычагов" давления, которые будут вызывать недовольство России. Конечно, все это будет мешать сотрудничеству стран по различным направлениям. Тем не менее российские власти готовы к работе с любым американским президентом.

В-третьих, в настоящее время Москва и Вашингтон еще не готовы перейти на новые принципы сотрудничества, основанные на доверии и уважении друг к другу. Чтобы достичь такой формы отношений, может потребоваться 5, 10 и более лет. Но потратить годы на благие цели не жалко, русские - народ терпеливый. Ведь альтернативы для России и всего человечества нет - нам нужен только мир.

Москва стремится к сближению с Вашингтоном на всех направлениях и тактически выжидает, когда наступит оздоровление отношений. Хочется верить, что от новой "перезагрузки" мы научимся получать дивиденды.

Ну а пока приходится говорить об опасной внешней политике и неадекватной дипломатии американцев - о действиях в обход ООН, о нарушениях соглашений с Россией, об объявленной России кибервойне, о "флирте" с радикальными исламистами, об олимпийском беспределе и "здоровых" американских спортсменах, о разговорах языком санкций и ультиматумов, о давлении и шантаже. Список можно продолжать.

Выбор читателей