На базе учебного центра спецназа в Чеченской республике проходит испытания новая техника для разведчиков. Министерство обороны и Росгвардия могут получить на вооружение первую модель багги
Инженеры предприятия "Чеченавто", расположенного в Гудермесе, совместно со специалистами Учебного центра сил специального назначения разработали оригинальное транспортное средство для нужд бойцов спецназа - багги.
Один из опытных образцов багги. Фото: Международный учебный центр сил спецназа
Сообщается, что машина длиной чуть более 4 м весит полторы тонны. При этом она разгоняется до 130 км/ч, имеет запас хода до 800 км и может брать на борт до шести бойцов с оружием и снаряжением. В качестве оружия на автомобиле устанавливаются пулеметы "Корд" и "Печенег", автоматический гранатомет АГС. Существует возможность смонтировать пусковую установку для беспилотных летательных аппаратов или носилки для нескольких раненых.
Багги пока проходит полевые испытания на базе Учебного центра на правах опытной конструкции, однако результаты уже оцениваются как положительные. В случае успеха закупать конструкцию будет Минобороны и Росгвардия. Одновременно с отработкой технических решений проходит поиск оптимальной тактики использования.
Багги в перспективе могут органично дополнить тяжелые армейские внедорожники типа "Тигр" при проведении специальных операций - рейдов вглубь вражеской территории, разведки, патрулирования, скрытной доставки или эвакуации групп спецназа.
Главное преимущество перед армейскими вездеходами - повышенная мобильность и незаметность. Небольшие легкие машины могут пройти практически везде, а если вдруг случится застрять или сесть на брюхо, то экипаж очень легко может вытащить свою "колесницу" буквально на руках.
Вездеход гораздо труднее спрятать или замаскировать, он тяжелее, больше и, как ни странно, может взять на борт гораздо меньше снаряжения и людей. На багги же, как на старых трамваях, могут уместиться все, кому удалось зацепиться за поручень или встать на подножку, а за счет отсутствия брони освобождается место для установки вооружения, так что огневая производительность таких машин даже больше.
Еще одно преимущество - низкий центр тяжести, поскольку броня отсутствует, а самой тяжелой деталью становится двигатель. Такая балансировка способствует дополнительной устойчивости машины во время пируэтов, которые приходится совершать, уходя от огня противника. Багги, конечно, боевое средство с достаточно ограниченной тактической нишей, тем не менее для таких задач, как проведение рейдов, разведки, быстрой доставки или эвакуации диверсионных групп, оно может стать незаменимым.
Серийных конструкций багги в России до недавнего времени не выпускалось. Во время афганских событий группы спецназа приспосабливали для своих задач обычные уазики, с которых снимали тенты и монтировали дополнительные рамы для установок пулеметов. Но это были не серийные машины, а плод технического творчества, импровизации.
Между тем эффективность такой техники доказали иностранные коллеги - британский и американский спецназ в Ираке и в том же Афганистане. В настоящее время багги различных размеров и грузоподъемности наряду с квадроциклами и специальными джипами-пикапами входят в автомобильный парк отряда "Дельта" и 75-го полка "рейнджеров" армии США, немецкой спецгруппы KSK (Kommando Spezialkräfte), а также британского 22-го полка SAS (Special Air Service).
Все преимущества багги обусловлены особенностями конструкции. Машина состоит практически из одного только рамного каркаса - стальных сварных труб. Брони нет, ей жертвуют в пользу подвижности и динамики. Высокий дорожный просвет и небольшие свесы обеспечивают высокую проходимость по большинству типов грунта - от песка до влажной почвы. Багги все-таки больше транспортное средство, чем боевое.
Арсенал, который можно установить на машину, хоть и солидный, все-таки он скорее предназначен для нанесения внезапных быстрых ударов, а не для долгих перестрелок. Но даже в этой роли багги могут оказать большие услуги разведчикам и диверсантам. Немаловажным является и авиатранспортабельность багги, причем даже относительно легкими многоцелевыми транспортниками типа Ми-8. Транспортировка возможна на внешней подвеске - это очень простой и быстрый способ прикрепить технику, что еще больше увеличивает оперативные возможности для групп спецназа.
Наконец, возможность установки беспилотных аппаратов делает багги еще более эффективным боевым средством, идеальным для ближней разведки. В соответствии со своей тактикой разведчики стараются не допустить огневого контакта с противником, который происходит только в крайнем случае. Их задача - незаметно подсмотреть и уйти. Камеры, установленные на беспилотных аппаратах, позволяют разведке вообще не подходить близко к врагу, а действовать за пределами обнаружения средствами видовой и технической разведки.
Багги могут пригодиться не только для спецназа. В качестве универсальной транспортной платформы такие автомобили вполне могут быть полезны и в других родах войск для каждодневной рутинной работы - доставки питания и боеприпасов, связи, быть личным транспортным средством командиров уровня батальона-полка в условиях боевых действий. Самое главное, что эти небольшие неприхотливые и надежные машины позволят разгрузить тяжелые армейские грузовики и джипы и оставить на их долю только тяжелые работы.