Советские "ночники" начинались без импорта

Первые приборы ночного видения были созданы советскими конструкторами с нуля в 1930-е годы. Наши ученые тогда шли "ноздря в ноздрю" с немецкими конструкторами, которые были мировыми лидерами технологических решений

Приборы ночного видения (ПНВ) и тепловизоры для российской армии долгое время собирались на базе иностранных элементов. Лишь недавно предприятиям корпорации "Ростех" удалось наладить производство отечественных матриц для бронетехники и других родов войск. Но в истории нашей страны был период, когда с нуля создавались "ночники" силами советских конструкторов. При этом советские ученые в 1930-х гг. шли "ноздря в ноздрю" с немецкими конструкторами, которые были мировыми лидерами технологических решений.

Советский прибор ночного видения "Дудка" для механика-водителя 

Первый прибор ночного видения был изобретен практически одновременно с немецкими конструкторами в 1935 году. Испытания "ночников" противоборствующим странам пришлось проводить уже на фронте. За семь лет до начала войны в лаборатории В.И. Архангельского советские ученые начали разработку приборов ночного видения для военной техники. Опыт Первой мировой войны показал растущую роль ночных боев, скрытных перемещений сухопутных и морских группировок для внезапных ударов. Красной армии нужны были "ночные глаза". Разработка наведения и прицеливания велась по принципу электронно-оптического преобразователя (ЭОП). Объект освещался инфракрасным прожектором, невидимым человеческому глазу. Размеры прожектора для танков достигали 15-20 сантиметров. Первый испытательный макет был создан в 1937 г. для кораблей, где размер прожектора был не важен. Прибор позволял морской эскадре перемещаться в темноте, указывая инфракрасными датчиками друг другу безопасный путь, а также наблюдать за судами противника на расстоянии 500 метров. Приборы носили название Ц-1 и Ц-2.

В это же время инженер-конструктор Соломон Валк разработал концепцию планирующих торпед с самолетов, наводящихся инфракрасным лучом с самолетов на цель. Система получила название "Квант", и в 1938 г. испытания были успешно пройдены. Еще раньше, в 1927 г., советские конструкторы начали разрабатывать первый тепловизор для обнаружения военно-морской техники. В то время их называли теплопеленгаторами. Уже в середине 1930-х гг. теплообнаружители применялись для охраны базы торпедных катеров в Ленинградской области. Одновременно советские тепловизоры испытывали на выявление самолетов и танков вероятного противника. Так, полутораметровый пеленгатор улавливал сторожевые корабли за 15 км, миноносцы за 20 км, подводные лодки при всплытии за 4 километра. В поиске танков успехов достигнуто не было. Это было связано со слабым сигналом пеленгатора, которого хватало для водной глади, но было недостаточно для суши при наличии брони вокруг двигателя.

Советские ученые решили сосредоточиться на разработке приборов ночного видения для бронетехники и стрелкового оружия. За два года до начала войны на полигоне прошли испытания ПНВ "Шип" и "Дудка" на танке БТ-7. Комплект состоял из перископических инфракрасных очков для механика-водителя и командира, двух инфракрасных прожекторов мощностью по 1кВт и диаметром 14 см, блок-пульта, инфракрасного сигнального фонаря и толстого кабеля, соединяющего очки и прожектор. Дальность видения была небольшой и составляла 50 метров. Такие ограничения позволяли использовать прибор только для управления танком в темноте. Но громоздкость очков и неудобство их использования во время движения вынудило военный комитет отправить в январе 1941 г. ПНВ на доработку.

Начало войны через полгода внесло свои коррективы, изменив приоритеты. Сил и ресурсов на ПНВ для танков выделялось меньше, а цель прибора свелась к использованию инфракрасного прожектора для ночной координации танковой колонны во время передислокации. С конца 1942 по 1945 г. Государственный оптический институт и Всероссийский электротехнический институт вели работы по созданию ПНВ для Т-34. Испытания проходили не на полигонах, а сразу в прифронтовой зоне, и курировались лично главнокомандующим Сталиным. По воспоминаниям генерала Н.И. Бирюкова, после того как один из испытательных танков был захвачен немцами на Западном фронте, товарищ Сталин заявил виновникам: "Вам обоим по "Железному кресту" от Гитлера".

Прибор ночного видения для автомата

Массовое производство ПНВ во время войны не состоялось. Приборы поступали на флот и танковые дивизии в качестве испытательных образцов. Так, Черноморский флот летом 1941 г. располагал 15 комплектами корабельных систем ночного видения, а к осени получил еще 18 приборов. Сухопутные бронетанковые войска начали получать ПНВ только к 1943 г. малыми испытательными партиями, которые запрещалось применять в боях. Дальность действия приборов не превышала 150-200 м и годилась только для перемещения колонн. 

В ходе войны немцы также работали над созданием ПНВ для танков, но процесс двигался медленно. Только в 1939 г. немецкая фирма AEG представила фюреру первый образец инфракрасного прицела для войск. Испытания на артиллерийской пушке PaK 35/36 не удовлетворили военных. Только в 1944 г. AEG смогла создать ПНВ для пушки PaK 40 с прицеливанием на 400 м и выпустить 1 тысячу приборов для армии. Генерал танковых войск Г. Гудериан, оценив в 1943 г. "ночники" на испытаниях, распорядился оснастить ими новые танки "Пантера". Если советским конструкторам удалось создать прибор наблюдения, то немцы смогли продвинуться чуть дальше, разработав ПНВ для прицеливания. Но времени для внедрения катастрофически не хватало. В 1945 г. было оснащено 54 танка "Пантера" из опытной партии приборов в количестве 310 штук. После войны практически все немецкие разработки получили в свое распоряжение британцы и американцы. В США были вывезены все военные конструкторы для продолжения разработок, в том числе доктор Х. Гертнер, создавший WaPruf 8 для сухопутных войск. 

Танк "Пантера" с установленным на башне оборудованием ночного видения

Советская армия активно использовала испытательные образцы в инженерных войсках и разведке. В первую очередь велось наблюдение за передним краем обороны, обеспечение переправ, наблюдение из дзотов. В 1943 г. появился первый прибор ночного видения для разведчиков Ц-3, который крепился на пистолет-пулемет Шпагина (ППШ). Секретное оружие получали штурмовые инженерно-саперные бригады и СМЕРШ НКВД под расписку о неразглашении. В то же время начали испытывать инфракрасные приборы для авиации. Маяк с самолета был виден группе локации с земли на расстоянии до 40 км, а кодовые мигающие огни - до 8 километров. Приборы давали возможность проводить в будущем диверсионные высадки и распознавать свои самолеты с тайных аэродромов в тылу врага. Массовое производство приборов ночного видения началось только в середине 1950-х годов. По воспоминаниям конструктора Игоря Землянского, первые ПНВ получил новый танк Т-54, на котором штатно были установлены приборы ночного видения для водителя, командира и наводчика. 

Выбор читателей