Ближний Восток изменится до неузнаваемости

В обозримом будущем несколько государств - таких, как Турция, Ирак и Сирия - по всей видимости, не останутся в прежних национальных границах, прогнозируют эксперты. Причем у Турции, как и у США, большие планы

Последнее время экспертное сообщество активно обсуждает возможные трансформации, которые ожидают Ближний Восток. Стратегия Вашингтона на глобальное переформатирование этого региона заключается в попытке расчленить некоторые страны на квазигосударства, управляемые извне и реализующие американские интересы, полагает большинство экспертов и наблюдателей.

Беженцы из Ракки в Дамаске. Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (США) Рей Тейкей в газете The Financial Times недавно изложил свою точку зрения по этому вопросу. По его словам, война в Сирии закончится лишь в том случае, если США и их европейские партнеры составят схему разделения Сирии и разместят там внушительные войска, способные обеспечить исполнение данного плана.

"Единственным реальным вариантом" для Сирии автор считает схему разделения, основанную на признании сирийского этнического и религиозного раскола. "Алавиты получат княжество, как и другие этнические группы. Сунниты получат собственную сферу, как только очистятся от вредоносного влияния ИГИЛ* (запрещено в РФ). Ставка будет сделана на то, что эти группы смогут сосуществовать в рамках слабой федеральной структуры, в которой большая часть власти передана от центра на периферию", - говорится в статье. Такой порядок может установиться только в случае длительной оккупации извне. 

Политолог, ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов, в свою очередь, отмечает: задача США - создать в Сирии марионеточные правительства из так называемой "умеренной оппозиции" и одновременно реализовать план по созданию новых государственных образований. У Турции в этой игре - свои амбициозные планы. 

"Передел будет заключаться в том, что в прежних национальных границах некоторые государства, по всей видимости, не останутся - как минимум такие, как Турция, Ирак, Сирия. Приращение одного (Турции) может произойти за счет умаления другого. Ирак как государство в знакомом нам виде может прекратить свое существование - первым шагом к этому будет объявление о независимости Иракского Курдистана", - подчеркивает эксперт. 

Но этот шаг не будет единственным. "Вполне возможно, что турецкие войска, которые сейчас находятся на севере Ирака и участвуют в штурме Мосула, останутся на своих позициях и нарастят их после того, как Мосул перейдет из рук исламских радикалов в руки нынешней пестрой коалиции. Далее Турция может аннексировать эти территории либо поступить мягче - создать там под предлогом защиты этнически родственных общин (туркоманов) квазигосударство (зависимое, разумеется, от Турции). В ответ на все это (а также вполне возможную резню в Мосуле между разными общинами) можно ожидать более отчаянную борьбу за власть в Багдаде между шиитской и курдской общинами. Но так как шииты преобладают и пока что располагают более боеспособными военными частями, сунниты вынуждены будут в качестве контрмеры, уступив власть в Багдаде шиитам, создать какое-то собственное государственное образование. То есть произойдет силовой раздел Ирака", - прогнозирует аналитик. 

В то же время ничего хорошего не светит и Сирии. Война не кончится, поскольку американцы, скорее всего, не откажутся от своей цели демонтажа правительства Асада. Впрочем, от Дональда Трампа в этом смысле ожидают большего: так, по мнению председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, при новом президенте США все-таки могут отказаться от планов по смещению президента Сирии, однако это пока лишь гипотезы.

Турция неоднократно давала понять, что не допустит (в том числе и вооруженным путем) возникновения на территории Сирии автономии, центральным звеном которой будут сирийские курды. Соответственно, Стамбул будет пытаться воспрепятствовать появлению курдской автономии, и добиться этого можно захватом территорий и активными боевыми действиями. Есть и другие варианты - например, продолжение войны всех против всех или раздел Сирии на части, считает Аждар Куртов. Если кто-то не может победить своих противников, он попытается "откусить" хотя бы тот кусок территорий, который ему по зубам, и создать там какое-то государство, отметил эксперт. 

Но даже если предположить, что правительственные войска Сирии при поддержке Ирана и российских ВКС будут одерживать победу за победой, маловероятно, что все вернется на круги своя и Сирия останется целостным унитарным государством, каковым она была еще 10 лет назад. 

"Даже в результате военных побед все равно придется проводить потом какие-то политические реформы. А силы, участвующие в борьбе с оружием в руках (даже не против центрального правительства, а за него - те же самые сирийские курды, лелеющие надежду на то, что после войны их политические интересы победившей стороной будут учитываться), конечно же, от своих намерений не откажутся. А намерение это состоит в том, чтобы Сирия перестала быть унитарным государством, чтобы отдельные ее части получили больше политической самостоятельности. То есть либо это будет федерация, либо сложное государство с автономиями в своем составе, обладающими большими прерогативами по отношению к решению местных вопросов", - подытожил эксперт.  

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей