Босые россияне предпочитают картошку

Падение доходов населения вызвало смену покупательских приоритетов. Граждане отказываются от качественных непродовольственных товаров в пользу дешевой еды

Покупательские приоритеты россиян за последний год претерпели заметные изменения. Граждане все чаще отказываются от приобретения новой одежды и телевизоров в пользу продуктовых товаров, причем еду покупают более дешевую. Впрочем, реальной экономии все равно не выходит.

Фото: Дмитрий Серебряков/ ТАСС

Падение доходов населения сказывается на их списке покупок. Как отмечают социологи и специалисты Росстата, он стал короче. Так, за 10 месяцев текущего года россияне на 12% сократили покупки кожаной обуви, на 15% - кастрюль, на 11% - газет и журналов, на 5% - одежды. Зато резко - на 16% - выросло потребление картофеля.

Еще одна показательная тенденция - отказ от покупок дорогих продуктов и переход на их более дешевые аналоги. "Каждый третий российский покупатель (34%) сегодня заявляет, что предпочитает покупать более дешевые марки товаров. Пять лет назад такой стратегии придерживался только каждый четвертый покупатель (23%)", - отмечают в исследовательском центре "Ромир".

На деле это выгладит так: год назад недорогую гречневую крупу покупали 59% российских семей, в этом году - уже 62%. А вот гречку из высокого ценового сегмента в прошлом году выбирали 7% покупателей, а сейчас - только 1%. Похожая ситуация с мясом птицы и полуфабрикатами из нее: снижение доли семей, приобретающих дорогую охлажденную продукцию, за год снизилось с 8% до 3%, тогда как прироста покупателей в дешевом сегменте практически не зафиксировано. На треть сократилось число покупателей дорого растительного масла - с 30% до 20%. Почти вдвое меньше россиян теперь покупают дорогие макаронные изделия - 10% вместо 18%. Впятеро сократилось число семей, которые покупают дорогие конфеты - с 26% до 5%.

По большому счету, из несезонных продуктов стабильный рост показали только два наименования - картофель и глазированные сырки. И если первый традиционно присутствовал на столе россиян в виде приготовленного разными способами гарнира и даже первого блюда (сразу вспоминается советский фильм "Девчата"), то глазированные сырки, по оценкам аналитиков, стали восприниматься как недорогой аналог дорогим десертам: их продажи выросли на 14% в штучном и на 28% в денежном выражении.

Кстати о разнице в подсчетах "натуральных" продаж и денежных трат. Они далеко не всегда совпадают. К примеру, на мобильные телефоны жители России за прошедший год потратили на 28% больше, чем в 2015-м. Но в пересчете на штуки рост продаж оказывается гораздо скромнее - всего 3%. Сказывается опять-таки увеличение стоимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что россияне стали экономить: покупать подешевле, пореже и поменьше. Хотя это не помогает сократить траты в целом. Поскольку многие товары за год существенно подорожали: по итогам 11 месяцев этого года потребительская инфляция в России достигла 7,2%.

Впрочем, по мнению первого вице-премьера Игоря Шувалова, падение уровня доходов россиян закончилось и в 2017 году рост доходов станет "тенденцией для всех групп населения". "Потребительский спрос должен в будущем году ожить, сейчас потребители ведут себя достаточно аккуратно", - сказал Шувалов на бизнес-форуме в конце ноября.

Выбор читателей