Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ВВС США решили сэкономить на высокотехнологичном шлеме пилотов Strike II от британской корпорации Bae Systems, выбрав более дешевый аналог - Gen III HMDS, и теперь расплачиваются жалобами пилотов-испытателей модернизированного самолета F-35C Lightning II. В ночном режиме полета шлемы Gen ослепляли пилотов ярко-зеленым свечением датчиков на стекле шлема.
Шлем Gen III Фото: Rockwell Collins
Проблемы возникли при посадке на палубу. Обычно для ориентира используют ночные индикаторы полосы авианосца. Для повышения точности цифровые шлемы стали оснащать тепловизионными приборами ночного видения, позволяющими видеть не только огни полосы, но очертания корабля. Как сообщили пилоты ВМС, выводимые индикаторы на экран шлема своим ярко-зеленым цветом мешали концентрации на посадочных огнях. Надо сказать, что это не первая претензия со стороны военных. Летом 2015 г. испытания показали, что вес шлема приведет к повреждениям шейных позвонков летчиков при катапультировании. Когда пилот садится в кабину, то кресло незначительно изменяет свое положение из-за веса шлема. При катапультировании смещение кресла оказалось опасно для пилотов с небольшой массой тела. Пентагон сразу запретил летчикам, весящим менее 61 килограмма, летать на истребителях F-35 в Gen III. Но к весне 2016 г. производитель выпустил новый шлем на 170 г легче. Общий вес составил 2,1 килограмма.
Сколько же стоит новый цифровой шлем для пилотов, если даже Пентагон посчитал его дорогим, выбрав менее известного подрядчика? Разработку виртуально-цифрового шлема к самолету F-35 крупнейший военный производитель для армий США и НАТО Bae Systems оценил в $45 миллионов. Инновационность Striker II заключается в совмещении всех видов зрения от ночного, прицельного до тепловизионного, а также возможности захвата цели одним взглядом без рук. При повороте головы изображение сразу проецируется на экран шлема и фиксирует любой подвижный объект. Летчик может отпустить его "взглядом", а может атаковать. Переход из режима "день" в "ночь" происходит автоматически. Striker II, в отличие от аналоговых шлемов, является интегрированной цифровой системой. Она позволяет проецировать изображение на экран шлема, обеспечивая бинокулярную область двумя независимыми каналами для каждого глаза пилота. Такая оптическая схема создает и воспроизводит трехмерное изображение: угол визуально охвата составляет 40 градусов относительно оси глаза, а разрешающая способность 1280 на 1024 точки.
Если летчик захочет оценить ситуацию вокруг самолета либо вероятные повреждения, то камеры, стоящие снаружи и внутри по периметру самолета, отобразят видео на экране. Правда, эта функция для пилота современного истребителя малоэффективна. Самолеты противника практически не входят в зону видимости, атакуя ракетами по цели на радаре. Повреждения столь высокотехнологичной машины также эффективней оценивать по электронным датчикам, чем на "глазок" камер. Шлем, по заверениям разработчиков, имеет большой потенциал модернизации и является модификацией первой серии Striker, применяемой пилотами истребителей Eurofighter Typhoon и Saab Gripen. Нынешняя версия разрабатывалась для всех видов военных самолетов и может быть интегрирована в авионику самолетов с аналоговыми электронными дисплеями. Также цифровой шлем подходит для пилотов вертолетов.
ВВС США решили сэкономить, поскольку компания-производитель Gen III, VSI, не брала деньги за опытно-конструкторскую разработку, а только за продажу. Первая серия продаж оценивалась в 400 тыс. за один шлем, затем снижалась на 12%. VSI была создана в 1996 г. как совместное предприятие американской Rockwell Collins и израильской Elbit Systems. Компания из США занимается разработкой нашлемных дисплеев, а израильская компания известна своими высокими технологиями в области цифровой авионики для беспилотников. Скорее всего, она занимается интеграцией шлема в электронику самолета. На сегодня совместное предприятие VSI уже произвело более 3500 различных шлемов для таких самолетов, как F-15, F-16 и F/A-18. Поставки Gen III для ВВС США начнутся в 2017 году.
Россия тоже старается идти в ногу с передовыми военными технологиями. Тем более что высокий уровень наших самолетов признан во всем мире. Специально для истребителей пятого поколения ПАК ФА Т-50 в конце 2015 г. концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) разработал аналогичный высокотехничный шлем с похожим набором функционала, что и на западных "цифровых касках". Впервые шлем был представлен на выставке "Армия 2015". Правда, выглядит отечественный цифровой шлем не столь футуристично, а, скорее, аскетично в сравнении с западными аналогами. Остается надеяться, что его "начинка" и правда превосходит Striker и Gen. Как уверяет заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков, помимо технических возможностей визуальной картинки на экране и захвата целей взглядом, разработчикам удалось реализовать идентификацию наземных войск на "свой" - "чужой" для пилота. На экран очков пилота проецируется виртуальная картинка с полем боя. Войска РФ он видит одним цветом, а противника - другим. При этом враги ранжируются программным обеспечением по классам, и за ними закрепляется нужная ракета. Например, бронемашина после идентификации программой будет атакована более легкой ракетой, а танк получит новейшую X-38. По мнению разработчиков, схема маркировки легко осуществима, поскольку КРЭТ занимает 90% рынка производства единой системы государственного радиолокационного опознавания "свой" - "чужой". На всей технике - от сухопутной до морской - стоят радиолокационные датчики обратной связи с системой. Поэтому, когда самолет летит над полем боя, у него работает бортовая система "Пароль" или "Страж". Пилот, увидев своих, легко помечает "чужих" нужным цветом.
Фонд перспективных исследований России также ведет работы по созданию так называемой "дополненной реальности" на экране шлема, чтобы предоставлять летчику максимально полную информацию для принятия решений.
Советники президента США не видят другого выхода из ситуации