Циркон безжалостно состарил Луну

С помощью собранные на поверхности спутника Земли фрагментов минерала астрономы из США рассчитали примерное время возникновения ночного светила. Это произошло около 4,5 миллиардов лет назад

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе уточнили возраст естественного спутника Земли. По их расчетам, Луна образовалась приблизительно 4,5 млрд лет назад. Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте учебного заведения. Результаты исследования, проведенного на средства NASA, опубликованы также в научном журнале Science Advances.

Фото: Pixabay

Выводы о времени образования Луны и ее возрасте были сделаны на основе анализа образцов, содержащих циркон, которые были собраны на поверхности небесного тела американскими астронавтами в 1971 году в ходе экспедиции космического корабля "Аполлон-14". К восьми образцам циркона применили уран-свинцовый метод радиоизотопного датирования.

По словам одного из авторов исследования, профессора геохимии и космохимии Кевина Маккигана, циркону лучше всего удается хранить геологическую историю и раскрывать свое происхождение. Этот материал представляет собой "лучшие в природе часы". Циркон, богатый ураном, образуется в результате застывания магмы. Магмой, как считается, была покрыта вся поверхность Луны сразу после ее образования. Содержание в минерале свинца (продукта распада урана) позволяет установить возраст породы.

Проведенное в UCLA исследование говорит о том, что Луна сформировалась в течение первых 60 млн лет после зарождения Солнечной системы. Таким образом, ее возраст составляет примерно 4,51 млрд лет. Именно в этот период начала формироваться кора небесного тела.

Вопрос о возрасте Луны широко дебатировался в научном сообществе на протяжении многих десятилетий. Исследователи из разных стран применяли различные методики расчетов, но результаты получались неубедительными. Теперь же в этой дискуссии можно поставить точку, уверена ведущий автор исследования Мелани Барбони, которая работает геохимиком на кафедре Земли, планетарных и космических наук UCLA.

Ранее считалось, что Луна возникла в период от 100 до 200 млн лет после образования Солнечной системы. По другим сведениям, она могла сформироваться в промежутке от 68 до 120 млн лет после возникновения Солнца. Однако эти гипотезы основывались на анализе лунных пород, которые были засорены в результате множественных столкновений. Поэтому и данные были ошибочными. Такие образцы указывали лишь на время каких-либо событий в истории спутника Земли, но не сам возраст Луны, отметил Кевин Маккиган.

Установив точный возраст Луны, специалисты смогут выяснить, каким именно образом она сформировалась. На этот счет также существуют разные гипотезы. Единого мнения у ученых о том, за счет чего у Земли возник спутник, нет. В UCLA придерживаются точки зрения, что Луна появилась в результате столкновения Земли с "планетарным эмбрионом" Тейя. Теперь ученые намерены подтвердить или опровергнуть эту догадку.

Исследователи также продолжат изучения фрагментов циркона с лунной поверхности, чтобы пролить свет на события ранней истории Луны.