Лукашенко ищет нефть на стороне

«Транснефть» прикрывает нефтяной кран на границе с Белоруссией, тогда как Минск ищет поставщиков нефти по всему миру

Снижение поставок нефти из России поставило белорусского президента в сложное положение. С одной стороны, объемы, которые "Транснефть" должна поставить в первом квартале нынешнего года, сильно снижены по сравнению с планировавшимися ранее. С другой стороны, поставки "черного золота" в Белоруссию значительно превышают энергетические потребности этой республики.

 Фото: Global Look

Во время встречи с зампремьером Владимиром Семашко президент Белоруссии Александра Лукашенко потребовал доклада о ситуации в нефтегазовом комплексе страны "особенно в связи с поведением России". По его словам, "сокращение поставок нефти от Российской Федерации должно быть замещено альтернативными вариантами", сообщает сайт главы Белоруссии.

Говоря об альтернативных поставках, Лукашенко отметил, что некоторые из этих вариантов испытаны уже на практике. Речь идет о "поставках с Черного и Средиземного морей на наши нефтеперерабатывающие заводы, чтобы на практике посмотреть, как это будет выглядеть экономически", – сказал он.

Белорусский президент, по-видимому, имел в виду поставки нефти из Ирана, о чем сообщало агентство RNS со ссылкой на БелТА. "Сейчас мы ведем переговоры с Ираном, который просто мечется в поисках, куда поставить нефть", утверждал он. – Мы договорились, загруженный танкер идет в Одессу, и начнем поставлять через Украину на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Кроме того, по словам Лукашенко, Беларусь вернется к строительству нефтепровода из Балтики.

Сегодня российско-белорусский спор вокруг поставок нефти и газа, начавшийся еще в начале прошлого года, значительно углубился, приобрел большую сложность. Наружу выплыли вещи, на которые раньше не обращали внимания, как например, негласный экспорт нефтепродуктов, которые должны были возвращаться в Россию.  

По словам первого вице-президента "Транснефти" Максима Гришанина, график экспорта российской нефти в Белоруссию на первый квартал предусматривает поставки 4 млн тонн. Это ниже, чем энергетические потребности республики.

В прошлом году было объявлено, что контрактная цена на газ для Белоруссии по соглашению 2011 года составляет $132 за 1 тыс. куб.м, однако белорусский президент посчитал ее чересчур высокой. По его мнению, справедливой ценой является $73 за 1 тыс. куб.м, хотя российские партнеры с цифрами в руках объяснили, как формируется такая цена.

Какое-то время вопрос не заострялся, но Россия считала поставки по своей цене, Белоруссия – по собственной цене, которую объявила "справедливой". Со временем образовался долг, который в Минске решили не признавать.

2 октября Белоруссия в 1,5 раза повысила тарифы на транзит российской нефти через территорию страны, несколькими днями позднее президент Лукашенко заявил, что проблема поставок энергоносителей урегулирована.

Однако сразу после этого вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что Белоруссия должна погасить долг за газ перед Россией в $300 млн. При этом председатель правительства России Дмитрий Медведев указал, что цена на газ для Белоруссии останется прежней в соответствии с контрактом 2011 года.

Не видя позитивной реакции со стороны Минска, Россия стала снижать поставки нефти на белорусские НПЗ. В частности, в III квартале 2016 года они были снижены на 2 млн тонн по сравнению с ранее планировавшимся объемом. По словам министра энергетики России Новака, освободившиеся объемы нефти пойдут на экспорт в дальнее зарубежье "в целях наполнения бюджета РФ, так как поставки нефти в Белоруссию осуществляются на беспошлинной основе".

В четвертом квартале объем поставок нефти в Белоруссию может быть снижен на 5 миллионов тонн, сообщал президент "Транснефти" Николай Токарев.

По действующей договоренности, Россия планировала в 2016-2024 годах поставлять в Беларусь порядка 24 млн тонн нефти ежегодно. Из них примерно 7 млн тонн идут на покрытие энергетических потребностей страны, а излишняя нефть должна перерабатываться на белорусских НПЗ и возвращаться в Россию. Поэтому значительную часть нефти Минск получает беспошлинно. Однако, как отмечал Александр Новак, Минск возвращает не все нефтепродукты, полученные из беспошлинной российской нефти.

22 ноября прошлого года в Москве состоялась встреча президентов двух стран, однако из текста сообщения, размещенного на кремлевском сайте, становится понятно, что по нефтегазовым отношениям стороны решения не нашли.

А из беседы с Владимиром Семашко можно сделать вывод, что спор будет углубляться.

Выбор читателей