Военные продолжают строить

После реорганизации Спецстроя Министерство обороны станет еще и строительным ведомством, при этом сохранив громадные объемы государственных заказов

Спецстрой, упраздненный указом президента Владимира Путина, до 1 июля этого года должен завершить свое существование, а его подразделения и штат влиться в Минобороны. Речь идет о 30 - 40 тысячах человек, которым спешно ищут должности и рабочие места. Однако замминистра обороны Тимур Иванов утверждает, что объем военного строительства по-прежнему велик.

Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС

Функции федерального агентства "Спецстрой", которое оставило о себе не слишком хорошую память, должны взять на себя восемь подразделений, которые будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте. Об этом в интервью "Коммерсанту" заявил заместитель министра обороны России Тимур Иванов.

В настоящий момент проводится финансово-хозяйственный и технический аудит каждого ФГУПа и главка, входивших в Спецстрой. Для этого созданы две комиссии: одна комиссия отвечает за ликвидацию Спецстроя как органа исполнительной власти, вторая — анализирует состояние самих подведомственных предприятий, сказал замминистра.

Спецстрой, судьбу которого решил президент в конце прошлого года, стал источником крупных скандалов, среди которых - обрушение казармы ВДВ в Омске в 2015 году, а также срыв строительства космодрома Восточный. Только по злоупотреблениям входе строительства космодрома было возбуждено порядка 30 уголовных дел, к ответственности привлечено свыше 230 должностных лиц.

Несмотря на реорганизацию, объемы военно-строительных работ сравнимы по масштабам с послевоенным периодом, утверждает Тимур Иванов. Одновременно строится более 2 тыс. объектов как специального, так и социального назначения. Только в 2016 году построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн квадратных метров. Работы ведутся собственными силами в количестве примерно 30 тыс. человек, с подрядчиками – плюс 5-10 тыс. человек.

Идет переход на типовые решения, а также на блочно-модульную технологию, что позволяет где-то на 30% сократить сроки проведения проектно-изыскательских работ, в два раза уменьшить срок прохождения государственной экспертизы проектной документации, а также сократить затраты на проведение изыскательских работ не менее чем на 5 млрд руб. ежегодно.

Говоря об основных проблемах военного строительства, замминистра, отметил, что "они характерны для всей строительной отрасли в целом, а не только для военного строительства". По его словам, строительство в России — одна из наиболее пострадавших от сокращения финансирования сфер. И проблемы обусловлены не только сложной финансово-экономической ситуацией, но и резким сокращением заказов со стороны крупных подрядчиков, в первую очередь государства.

"Однако в сфере военного строительства ситуация лучше, потому что государство в лице Минобороны формирует стабильный госзаказ, гарантирующий устойчивое финансирование отрасли", – сказал Тимур Иванов.

Много проблем с недобросовестными подрядчиками. В частности, компания СУ-155 не выполнила свои обязательства по жилищному строительству в Москве на 18 млрд руб. Это четыре жилых микрорайона на 16 тыс. квартир в различных районах столицы.

Когда возникла проблема с СУ-155, выяснилось, что по всей стране у компании порядка 40 тыс. клиентов, ожидающих квартиры. В конце 2015 года была принята поправка в закон о банкротстве, согласно которой приоритетное право отдавалось дольщикам. Тем самым Минобороны, как основной кредитор на 18 млрд руб., оказалось аж в четвертой очереди, отметил он.

Для решения этого острого вопроса был найден механизм с участием Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), которое выступает государственным агентом по реализации имущества ведомства. Только в декабре в Москве было введено в эксплуатацию пять новостроек на 1805 квартир. "Ну а в целом в 2016 году Минобороны уже фактически перешло на плановое обеспечение жильем военнослужащих, когда квартира или жилищная субсидия предоставляется военнослужащему в тот же год, когда он получает право на постоянное жилье", – заявил замминистра.  

В 2017 году в Москве будут переданы для заселения оставшиеся жилые дома общей емкостью более 8 тыс. квартир. Это даст решение проблемы для 85% военнослужащих, избравших местом жительства Москву. Оставшиеся, ожидающие квартиры в столице, будут обеспечены посредством получения жилищной субсидии. На нее, кстати, в 2017-2019 годах федеральным бюджетом предусмотрено выделение 37,78 млрд ежегодно.

С переходом строительных функций министерству изменились подходы к строительству военной инфраструктуры. Было принято решение о синхронизации поставок вооружения и военной техники с темпами строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры. Удалось уйти от практики, когда в часть поступает новая техника, а для нее нет укрытия, отметил замминистра, указав, что подобная инфраструктура построена в том числе на островах Курильской гряды, в частности, Итурупе и Кунашире.

Основная задача реформы военного строительства – "создание единого военно-строительного комплекса. Чтобы не просто был отдельный департамент строительства и другие разобщенные структуры, а функционировал единый организм", - сказал Иванов. В рамках реорганизации в министерстве должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних девятнадцати.

Отметив, что задача по реорганизации военно-строительного комплекса должна быть выполнена до 1 июля 2017 года, он сказал, что до этого момента будут согласованы вопросы трудоустройства в Минобороны сотрудников центрального аппарата Спецстроя.

Что касается предприятий Спецстроя, то те, которые будут не востребованы в новой структуре, будут предлагатьсяч для переподчинения промышленности. "В течение месяца мы должны дать предложения по изменению подведомственности тех или иных предприятий. Потом согласуем передачу их в ведение других органов исполнительной власти", - подчеркнул Иванов.

По словам замминистра, реорганизуя военно-строительный комплекс, "мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем".

Говоря о задачах нового года, он указал, что бюджет 2017 года, а это 117 млрд руб., на 50% буднт потрачен на объекты по многолетним контрактам для того, чтобы завершить объекты с высокой степенью готовности в этом году. А 50% предлагается оставить в качестве резерва для обеспечения оперативных строительных нужд вооруженных сил.

"Сейчас идет разработка государственной программы вооружения на период 2018-2025 годов. Это означает, что больше не будет формироваться бюджет на закупку вооружений по одним принципам, а строительный бюджет — по другим. Верховным главнокомандующим поддержаны подходы к формированию базовых расходов Минобороны и уже проведена серьезная работа по утверждению базовых показателей расходов на основе нормативного метода", – подчеркнул замминистра, указав, что главная цель – создание механизма долгосрочного финансового планирования и снятие проблемы дисбаланса между поступлением вооружения и созданием инфраструктуры в вопросах финансирования.

После обрушения казармы ВДВ в Омске в 2015 году была проведена проверка всех ведомственных объектов, из эксплуатации под списание выведено 169 объектов. Чтобы не допустить повторения подобных трагедий, проведены инструментальные обследования всех зданий и сооружений, на которых ведется реконструкция или капитальный ремонт.

В сфере военной медицины введены в эксплуатацию новые корпуса в госпиталях и санаториях в Сочи и Анапе, завершается комплексная реконструкция исторических фондов Военно-медицинской академии, построены новые медицинские подразделения в войсках. В июне этого года планируется открытие многопрофильной клиники в Санкт-Петербурге, сказал Иванов, подчеркнув, что главной задачей по-прежнему остается повышение доступности и качества оказания медицинской помощи.

 

Выбор читателей