Цивилизацию ацтеков убила сальмонелла

Мощнейшая эпидемия пришла из Европы и убила 80 процентов коренного населения Америки в течение первых 40 лет после прибытия конкистадоров. Иммунитет индейцев не справился с инфекцией, которая оказалась для них страшнее чумы

Ацтекская цивилизация бесследно исчезла через 20 лет после завоевания Мексики конкистадорами Эрнана Кортеса из-за эпидемии сальмонеллы. Биологи установили, что 80% ацтеков и других индейцев умерли из-за бактерии, привезенной из Старого Света завоевателями, говорится в опубликованной в библиотеке bioRxiv.org статье.

Фото: Pixabay

Резкое сокращение популяции индейцев в Южной и Северной Америке произошло в XV-XVI вв. после проникновения туда конкистадоров и прочих европейских путешественников. Из 20 миллионов индейцев, живших в Новом Свете в доколумбовы времена, осталось меньше половины, сообщает News.mail.ru.

Антрополог Генри Добинс еще в 1983 г. предположил, что принесенные конкистадорами из Европы болезни уничтожили около 95% общей численности населения Америки начиная с 1492 года. Другие исследователи также отмечают тот факт, что в первый век после покорения испанцами 97% населения бывшей империи ацтеков и около 90% жителей Перу погибли от европейских инфекций.

В дошедших до нас хрониках тех давних времен упоминается эпидемия загадочной болезни "коклицтли". С языка науатль это слово переводится как "мор", но никто не знает, что представляла собой эта болезнь на самом деле. На роль истребительницы коренных жителей Америки в разное время выдвигались ветрянка, брюшной тиф и другие вирусные заболевания. Загадка была разгадана, когда ученые обнаружили обрывки ДНК бактерий, содержавшихся в большом количестве в костях и зубах погибших миштеков.

Племя миштеков проживало в горных селениях и в городах Тепосколула и Юкундаа. Они были самыми развитыми из индейских племен, входивших в империю ацтеков. Миштеки имели письменность, культуру и традиции изготовления ювелирных украшений из золота и драгоценных камней. Они почти полностью исчезли через 30-40 лет после завоевания Мексики испанцами.

Ученые сравнили обнаруженную "ископаемую" ДНК с геномами нескольких патогенных бактерий. Выяснилось, что виновником эпидемии была обычная европейская сальмонелла Salmonella enterica. Штамм сальмонелл, погубивший индейцев, - Paratyphi C. Он существует на Земле и сегодня, поражая в основном жителей бедных азиатских и африканских стран.

Salmonella enterica появилась задолго до путешествия Колумба в "Индию" и похода Кортеса на Теночтитлан. Первые следы этого патогена обнаружены в Норвегии и датируются XII веком. Инфекция не является сильно летальной, так как при отсутствии лечения умирает не более 10-15% заразившихся людей.

Иммунная система индейцев крайне плохо справлялась с проникновением сальмонеллы в кишечник и развитием желудочной лихорадки. Именно поэтому летальность этой инфекции заметно превышала показатели куда более опасных брюшного тифа или чумы. В хрониках других регионов "коклицтли" упоминалась повсеместно, а это значит, что прочие племена ацтекской империи также были убиты сальмонеллой, заключают ученые.