Арктика растает через 80 лет

Исследования британских математиков показывают, что арктические льды обречены. Даже если все человечество исполнит условия Парижского соглашения по ограничению выбросов парниковых газов, сохранить Арктику не получится

Попытки человечества остановить глобальное потепление, ограничив выбросы парниковых газов, бесполезны. Даже при повышении средних температур на Земле более чем на 1,5 градуса Цельсия может привести к полному таянию арктических льдов и повышению уровня моря на несколько метров уже в 2100 году. Британские математики из университета Эксетера сообщили об этом в статье, опубликованной в журнале Nature Climate Change.

Фото: GLOBAL LOOK press/ZUMA Press

Полтора градуса Цельсия – это норма, которой страны-участники Парижского соглашения 2015 года ограничили допустимые объемы выброса парниковых газов. Однако авторы статьи уверены, что даже если все страны исполнят обязательства по Парижскому соглашению, Арктика обречена. В тот момент, когда глобальное потепление достигнет отметки в 1,5 градуса Цельсия, льды непременно растают, сообщает РИА "Новости".

Расчеты британских математиков показывают, что к концу столетия площадь льдов Арктики заметным образом сократится даже при меньшем, чем 1,5 градуса росте среднегодовых температур на Земле. Если жарким летом 2015 года, когда льды сокращались рекордными темпами, площадь северной ледяной шапки составляла 4,41 миллиона квадратных километров, то к 2100 году их площадь может снизиться до 2,9 миллиона квадратных километров. При превышении отметки в 1,5 градуса даже на незначительное значение, вероятность исчезновения арктических льдов равна 33% - по мнению ученых, в таком случае площадь арктических льдов снизится до 1 миллиона квадратных километров. Лед останется лишь у берегов некоторых крупных островов, таких как Гренландия или Элсмир.

Математическая модель таяния Арктики является своеобразным призывом принять дополнительные к уже существующим ограничения на выбросы СО2 и других парниковых газов.

Кстати, в истории Земли уже был опыт глобального потепления. 56 миллионов лет назад среднегодовая температура на планете за короткое время подскочила на пять градусов, в результате вода в океанах нагрелась до 36 градусов Цельсия, что привело к вымиранию большого количества биомассы.

Как пишет Лайф, ученые из ЕС, Нигерии и США провели анализ отложений с морского дна у берегов Нигерии и впервые обнаружили признаки исчезновение микроскопических водорослей динофлагеллятов в период нагрева морской воды до температур выше 36 градусов по Цельсию. Ранее считалось, что океан в тропиках не может нагреться значительно выше 31 градуса.

Так называемый позднепалеоценовый термический максимум произошел 55–56 миллионов лет назад. Сначала а атмосфере выросла концентрация углекислого газа до нескольких тысяч частей на миллион (сейчас в атмосфере Земли 400 частей углекислого газа на миллион), затем средняя температура на планете повысилась до 23 градусов (сейчас она составляет 15 градусов).

Ученые до сих пор спорят о причинах случившегося. Самая популярная теория - на нашу планету упала комета, состоящая в основном из сухого льда. Это небесное тело доставило до триллиона тонн замороженной углекислоты, в результате на Земле произошло резкое, но короткое потепление. С геологической точки зрения, короткое – это не более 150 тысяч лет. Кстати, в результате того глобального потепления началась экспансия приматов.