Мигранты стравили европейцев

Нарастающее в Европе противостояние между «гуманистами», желающими, несмотря на все риски, помогать мигрантам, и "националистами", готовыми стрелять по лодкам с нелегалами, может вылиться в цивилизационный конфликт

Нарастающее в Европе противостояние между "гуманистами", желающими, несмотря на все риски, помогать мигрантам, и "националистами", готовыми стрелять по лодкам с нелегалами, рискует вылиться в цивилизационный конфликт.

Фото: TASS

 Сообщения в западных СМИ на эту тему напоминают сводки с фронтов: месяц назад немецкая полиция задержала украинца, занимавшегося перевозкой нелегальных мигрантов из Ирака, пишет Berliner Morgenpost.  В то же время французские власти приговорили фермера Седрика Эрру, обвиняемого в помощи нелегальным мигрантам, к условному штрафу в 3 тысячи евро, сообщала Figaro. Служба по борьбе с организованной преступностью МВД Сербии сообщила о раскрытии "ОПГ, занимавшейся контрабандной перевозкой мигрантов с территории Болгарии через Сербию в ЕС". Мэр французского города Кале на севере Франции, где ранее располагался стихийный лагерь "джунгли", после визита в город министра внутренних дел Брюно Ле Ру запретила раздавать еду мигрантам, обосновав свое решение запретом на массовые собрания в черте города, информирует газета Monde. Власти Венгрии в конце февраля начали строительство второй линии забора на границе с Сербией, сообщало агентство Рейтер. И так далее.

Фото: Flickr

 Но весьма значительная часть европейцев настроена решительно. Многие помогают нелегальным мигрантам не только за деньги, но и – как евреям во времена Второй мировой войны – по зову сердца. 18 февраля в Барселоне прошла крупнейшая в Европе акция в поддержку приема беженцев европейскими странами: по данным городской гвардии, в ней участвовали 160 тысяч человек, по данным самих организаторов, их было почти вдвое больше. Участники митинга говорили об "интеграционном обществе" и "гостеприимной стране", а сам митинг проходил под лозунгом "Хотим принимать". Мэр Барселоны Ада Колау выразила надежду на то, что Барселона превратится "в столицу надежды, защиты прав человека и мира", назвав акцию посланием европейским государствам о необходимости обеспечить безопасные пути в Европу для мигрантов и беженцев. Подобные акции, по словам мэра, должны пройти в других европейских городах под призывами к "надежде и жизни". Спикер каталонского парламента Карме Форкадель, со своей стороны, заявила о том, что митинг должен послужить примером для других городов и стран Европы, чтобы всем вместе "изменить нынешнюю политику, которая противоречит духу ЕС".

Фото: Ronald Zak/ AP/ ТАСС

Однако пока что "волонтеры" вроде Седрика Эрру рискуют не только личной свободой (ведь нелегальная переправка людей без документов через границу в странах ЕС является уголовным преступлением), но и, по утверждению их оппонентов, будущим своих стран, способствуя пресловутой экспансии чужеродных ценностей и культуры. Сторонники этого нового условного движения есть и в США, где с аналогичными трудностями при нелегальном пересечении границы исторически сталкиваются мексиканцы. Их страдания и бесчеловечное отношение к ним со стороны местных расистов запечатлел даже кинематограф: в относительно свежем французско-мексиканском триллере "Пустыня" (2015) повествуется о маньяке, отстреливавшем нелегалов, но в итоге павшим жертвой одного из них. Надо полагать, при Трампе такие сюжеты станут еще более популярными.

Так или иначе, мировое сообщество переживает очередной раскол по линии "своих"-"чужих". Пока "гуманисты" бьются за справедливость и равноправие, их противники продолжают утверждать, что чужаки с иной ценностной системой, религией и нравами представляют для западного общества смертельную угрозу. И эта точка зрения понятна: если бы речь шла не о мигрантах-мусульманах, а о беженцах-католиках, картина и реакция принимающих сторон была бы совершенно иной. Но в нынешней ситуации западный мир столкнулся отнюдь не с условными "католиками", и это обуславливает не просто конфликт интересов, а конфликт ценностей, чреватый тяжелейшими последствиями.   

Крайне любопытна в этой связи реакция двух серьезных религиозных авторитетов: Папы Римского Франциска и Архиепископа Братиславы и председателя конференции римско-католических епископов Словакии Станислава Зволенского.

Фото: Flickr

Первый считает, что европейские страны вместо создания гетто обязаны заниматься интеграцией мигрантов. В интервью испанской газете El País понтифик заявил о том, что корень проблемы в тех странах, откуда бегут люди из-за голода или войны, где "их используют и порабощают". Проблему приема мигрантов и беженцев он разделил на несколько этапов: прием в срочном порядке ("вы должны принять, потому что если нет, то он утонет"), размещение их на пару месяцев с предоставлением жилья, а далее - интеграция. Папа Франциск сослался на опыт Швеции, где из девяти миллионов жителей 890 тысяч – это мигранты с шведским гражданством или дети мигрантов. "Когда не происходит интеграции, возникают гетто. В этом никто не виноват, но фактически есть гетто. Люди, которые устроили катастрофу в (аэропорту) Завентем были бельгийцами, родились в Бельгии. Но они жили в закрытом районе мигрантов", - напомнил понтифик.

 Фото: Flickr

Архиепископ Братиславы и председатель конференции римско-католических епископов Словакии Станислав Зволенский настроен совсем иначе и утверждает: "приход тысяч мигрантов из мусульманского мира может кардинально изменить европейскую цивилизацию". Как сообщает портал Novinky, выступая в Братиславе на международной конференции по вопросам религии и миграции, архиепископ предрек, что европейская цивилизация эту встречу с мусульманским миром "может проиграть в течение десятилетий, прежде всего, с точки зрения демографии и культуры". "В последние годы мы не раз были свидетелями жесточайших террористических нападений в Европе, организаторы которых объявляли о своей принадлежности к исламу. Подобные факты логически приводят к выводу, что чем крупнее мусульманская община, тем выше вероятность насильственных действий", - добавил он.

То есть в зависимости от акцента, меняется и суть проблемы. Нашествие "чужих" европейцы готовы воспринимать лояльно ровно до тех пор, пока есть надежда на их интеграцию, пока они представляются "такими же людьми, как и мы", просто оказавшимися волею судеб в тяжелой ситуации. И тут сердобольные европейцы готовы укрывать их на своих фермах, видя в этом высшее проявление справедливости и гуманизма.

Но все наблюдаемые в последние годы споры на тему политики мультикультурализма упираются именно в вопрос о том, возможна ли эта интеграция в принципе, или, скорее, произойдет обратное, мусульмане "интегрируют" европейцев в свою веру, заставят всех надеть хиджабы, а на месте Собора Парижской Богоматери возведут мечеть.

Фото: Flickr

Собственно, все вертится вокруг этого страха, который разделяет огромное количество людей. Популярность той же Марин Ле Пен во Франции (а именно она сравнивала массовые молитвы мусульман на улицах с фашистской оккупацией) и прочих сторонников "чистоты рядов" не оставляет сомнений в том, что раскол идет не просто по линии чужих "нравов", каковые – при благополучном стечении обстоятельств – можно взять и поменять на какие-то иные. Эти нравы – безусловное следствие религиозной принадлежности, и все внешние проявления этих нравов, в большинстве случаев, упираются именно в религию. Какой-то идеологической, религиозной, нравственной альтернативы Европа никому (особенно мусульманам) предоставить не может – следовательно, их адаптация, ассимиляция, интеграция и прочие высокие материи – под большим вопросом. И чем сильнее их вера, тем меньше шансов на то, что сбудутся оптимистичные прогнозы Папы Римского.

Кстати, проблема еще и в слабости самой Европы, давно утратившей многие духовно-нравственные ценности и не способной противостоять сильному пассионарному натиску извне. Как отмечают многие российские эксперты, Европа сейчас находится в таком состоянии, что взять ее голыми руками (как минимум, в идеологическом смысле слова) ничего не стоит. Но вторая проблема в том, что и усилий по захвату Европы, похоже, не потребуется: она готова сдаться на милость победителя вполне добровольно. Многие европейцы путают роли, считая себя "более сильными", оказывающими помощь "слабым", что в корне неверно, и поэтому не воспринимают экспансию всерьез. Истинное положение дел неплохо представляют себе как раз противники "гуманистов", понимающие, что в лице мигрантов-мусульман Европа столкнулась совсем не с безобидными беззубыми слабаками, лишенными ориентиров и готовыми перекреститься ради куска хлеба в христианство. Этого, с высокой долей вероятности, как раз не произойдет.

Между тем, проблема интеграции, о которой говорит понтифик, существует и в российских реалиях, будь то мигранты из Средней Азии (превращающие, по мнению некоторых, Москву в "Масквабад"), или же граждане собственной страны – например, кавказцы. Когда они – в условиях нехватки мечетей – молятся на улицах Москвы, отечественные националисты выступают вполне в духе Марин Ле Пен. Единственное исключение российское общество готово сделать для тех, кто "интегрировался" - т.е. начал пить наравне с аборигенами и усвоил прочие местные прогрессивные традиции. Но эта часть "интегрированных" вызывает жесткую идиосинкразию уже в собственных кругах: их осуждают, призывают вернуться к вере и напоминают о корнях.

Так что простого решения у этой проблемы быть не может, и "лагерь гуманистов", вместе с Папой Римским, безусловно, еще ждет серьезная дискуссия с оппонентами. Точнее, продолжение той дискуссии, которая ведется уже много лет – и, похоже, безо всяких шансов на консенсус.

Выбор читателей