Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
США готовы к переговорам с Пхеньяном в случае встречной готовности северокорейского режима, заявил журналистам и.о. официального представителя Госдепартамента Марк Тонер. Правда, обсуждать американцы предлагают старую тему о денуклеаризации КНДР - да и то если Пхеньян "предпримет шаги" и продемонстрирует желание следовать в русле интересов США.
Фото: AP/ ТАСС
На днях госсекретарь США Рекс Тиллерсон собирается посетить Японию, Южную Корею и КНР и обсудить там последние ядерные и ракетные испытания КНДР, изрядно встревожившие мировое сообщество. Одна из северокорейских ракет в начале прошлой недели упала всего в 200 км от префектуры Акита на северо-западе основного японского острова Хонсю, еще три - в 300-500 км от этой префектуры. Абэ назвал эти пуски "новым уровнем угрозы" для Японии, поскольку падение ракет через равные промежутки около 80 км свидетельствует о потенциальной возможности нанесения ударов по нескольким объектам одновременно ракетами, выпущенными из одной точки.
Позже Пхеньян заявил о том, что "успешные пуски" были частью учений подразделения, специализирующегося на ударе по американским базам в Японии. Факт существования такого подразделения шокировал Токио, не исключающего введения собственных новых санкций против КНДР.
Однако ожидать от возможных американо-северокорейских переговоров прорыва не стоит: по мнению аналитиков, в давней истории противостояния США, их союзников в регионе, да и мира в целом с КНДР нет и не предвидится ничего нового.
В последние годы руководство Северной Кореи, посмотрев на печальное развитие событий на Ближнем Востоке (в частности, в Ираке и Ливии), утвердилось в мысли о том, что единственной гарантией безопасности государства от нападения сильных держав (в первую очередь США) является оружие массового уничтожения (прежде всего ядерное). Поэтому Северная Корея, несмотря на все возражения со стороны ООН, окружающих стран, США и РФ, интенсивно работает над созданием ядерного оружия и средств его доставки. Это вызывает беспокойство, тем более что руководство Северной Кореи неоднократно поясняло: их стремление обладать ядерным оружием связано и с возможностью его использования не только против Южной Кореи, но и против США.
"Последние испытания ракет позволяют прогнозировать, что в конце концов режим Северной Кореи может добиться создания такого ракетоносителя, который может достигать и территории США - прежде всего Аляски", - отметил в беседе с "Утром" ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
Фото: AP/ ТАСС
В этом контексте неудивительно появление в начале марта сообщений о том, что администрация США вернулась к рассмотрению силовых опций для решения северокорейского ядерного вопроса. Этот сценарий рассматривался и предшественниками Трампа, но каждый раз военные стратеги признавали его неоптимальным.
Недавно Трамп назвал Северную Корею "наибольшей непосредственной угрозой" для США, а The Wall Street Journal сообщил о пересмотре стратегии США в отношении Северной Кореи, включая возможность применения Америкой военного удара или попыток смены режима в этой стране. Но и встречи с лидером КНДР Ким Чен Ыном Трамп тоже не исключил.
Учитывая, что в потенциале амбиции КНДР представляют угрозу не только для ключевых союзников Америки в регионе - Южной Кореи и Японии, но и для самих США, нервная реакция Пентагона понятна. Пентагон вынужден сейчас рассматривать самые разные варианты реагирования, считает Аждар Куртов, но силовой вариант все же маловероятен.
Февральские испытания баллистической ракеты среднего радиуса действия "Пуккыксон-2" и мартовские пуски со стороны КНДР превращают Пхеньян в главное испытание и первый серьезный международный кризис для новой администрации США, отмечал руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев. Варианты, по прогнозам аналитика, могут быть разными: от военных ударов для "ликвидации руководства КНДР" и по стартовым площадкам или еще более жесткие методы, "которые должны парализовать экономику и, возможно, привести к коллапсу режима".
Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян, в свою очередь, полагает, что разрабатываемый в недрах администрации Трампа план военного решения северокорейской проблемы вовсе не обязательно будет реализован. С одной стороны, сейчас КНДР готовится пересечь красную линию, заявив о намерении провести в этом году испытания межконтинентальной баллистической ракеты, которая может доставить боеголовку в города континентальных Соединенных Штатов (и это вынуждает США задуматься о предотвращении не только самих испытаний, но и возможного удара). С другой, упреждающий превентивный удар со стороны самих США неизбежно повлечет северокорейский военный ответ Южной Корее и Японии. А это уже означает колоссальный ущерб для мировой экономики и репутации США.
Аждар Куртов также уверен в том, что теоретически можно прорабатывать любой превентивный военный сценарий, но вероятность его применения все же невелика. Вашингтон не может игнорировать мечты северокорейского режима об использовании в перспективе ядерного оружия против США. Однако реальный превентивный удар США по Северной Корее чреват очень серьезными потерями, прежде всего среди гражданского населения, резким ухудшением имиджа США и резко негативной реакцией России и Китая - стран, которые формально не являются военными союзниками Северной Кореи, но тем не менее заинтересованы в том, чтобы вопросы в этом регионе решались миром, и к тому же сами обладают ядерным оружием, поясняет эксперт.
"Поэтому Трамп, скорее всего, сделает ставку на дипломатию, подкрепляя это намеками и угрозами применения военной силы в том случае, если северокорейский режим не откажется как от активного проведения испытаний ядерного оружия, так и запусков баллистических ракет", - считает аналитик.
Ныне озвученная готовность Вашингтона к переговорам с Пхеньяном - разумеется, на американских условиях - подтверждает этот прогноз. Однако ожидать от Пхеньяна уступок не приходится, заявил "Утру" политолог, эксперт Института стран СНГ Андрей Грозин. "Я думаю, что в данном конкретном случае победит корейская позиция, потому что, судя по последним заявлениям, Пхеньян готов идти до последней крайности", - считает аналитик. Иными словами, от активного проведения испытаний ядерного оружия и запусков баллистических ракет северокорейский режим не откажется.
"Здесь замешено большое количество факторов - китайский в первую очередь. В данном случае американцы, выстраивая политику по отношению к Пхеньяну, держат в голове политику по отношению к Пекину, рассчитывая на то, что китайцы сумеют каким-то образом образумить, обуздать, объездить северокорейский режим. А тот решает старую проблему, выбивая деньги из Южной Кореи и Запада под свои военные пляски с саблями. Тут все по-старому, новизна лишь в новом американском руководстве, которое, как мне кажется, по большому счету пока не готово идти далеко. Угрожать и трясти саблями в ответ они могут, но для реального решения проблемы необходимо время, военное развертывание, выдвижение авианосных ударных групп и тому подобное. Пока никто в Вашингтоне к этому не готов", - отмечает аналитик. Таким образом, недавние заявления американских военных о готовности решать вопрос силой - такое же ритуальное потрясание саблями, отнюдь не чреватое их применением на практике.
Но и Пхеньян вряд ли отважится на авантюры. "Там тоже сидят не идиоты, и в Пхеньяне прекрасно понимают, что военное столкновение с ведущей мировой военной сверхдержавой будет для них абсолютно уничтожительным", - отмечает Грозин.
Соответственно, ожидать от переговоров чего-то принципиально нового, помимо продолжения очередной взаимной словесной пикировки, не приходится - по крайней мере, в обозримой перспективе.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт