От радиации спасет небесная глина

Глина с астероидов является надежной защитой от вредных космических излучений. На ее основе могут создать материал для скафандров и обшивки кораблей. Добывать чудо-сырье будут летающие роботы

Исследователей космоса можно надежно защитить от радиации при помощи весьма экзотического материала - глины, взятой с поверхности астероидов. К такому выводу пришли физики из Университета Центральной Флориды (США). Их исследование опубликовано в журнале Advances in Space Research.

Фото: NASA

По мнению ученых Леоса Поля и Дэниела Т. Бритта, содержащиеся в астероидах глины богаты водородом. Поэтому на их основе можно создать вещество, которое будет на 10% эффективнее алюминия защищать пилотируемые корабли от потоков протонов и космических лучей. Исследователи предложили включить астероидную глину в состав нового композитного материала. Он будет использован либо в качестве обшивки космических кораблей, либо как составная часть скафандров.

Надежность материала подтверждена в лабораторных условиях. Ученые подвергали субстанцию радиоактивному воздействию и обнаружили, что заряженные частицы при столкновении с ней теряют энергию.

Дело осталось за малым - найти внеземную глину в достаточном количестве. Ученые предложили решить эту проблему при помощи роботизированной миссии. Однако как это будет выглядеть, никто не объяснил: то ли роботов будут запускать в космос и сажать на поверхность астероида, то ли искусственные помощники человека начнут ловить небесные тела, входящие в атмосферу. По крайней мере, авторы гипотезы утверждают, что астероидные материалы "легко доступны в пространстве". Но остается не ясным, как драгоценную глину планируется доставлять на Землю.

Роботизированные охотники за глиной, очевидно, будут стоить весьма недешево. Однако флоридские ученые уверяют, что игра стоит свеч: использование материи небесных тел позволит экономить гигантские суммы на стоимости крупных исследовательских инициатив по изучению дальнего космоса. Имеющиеся в распоряжении людей защитные материалы очень тяжелы, а потому для их подъема на орбиту приходится тратить колоссальную энергию.

Вопрос, которым задались ученые из Флориды, далеко не праздный. Дело в том, что главную опасность для человека, находящегося вне магнитосферы Земли, представляют космические лучи и потоки заряженных частиц от Солнца (прежде всего протонов). Они стимулируют развитие раковых заболеваний и мутаций.

Однако выдвинутое исследователями предположение о ценности астероидной глины требует дополнительных исследований и независимых подтверждений. Не исключено, что защитить космонавтов от радиации можно и более достижимыми способами.

Ученым разных стран стоит поднажать в поисках оптимального решения. По мнению сотрудников Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова, через 25-30 лет мощность потоков галактических космических лучей, атакующих Землю, увеличится в 2,5 раза.

Активность высокоэнергичных электронов, протонов и ядер химических элементов варьируется в зависимости от солнечной в течение каждого 11-летнего цикла. В периоды высокой солнечной активности потоки космических лучей уменьшаются, поскольку от них нас защищает, словно щит, солнечная плазма. А вот в периоды низкой солнечной активности защита ослабевает, и галактические потоки усиливаются. Через два цикла как раз наступит черед низкой активности Солнца. Если не защитить космические аппараты должным образом, они просто не смогут выполнить свою миссию, а здоровью находящихся на земной орбите людей может быть нанесен серьезный вред.