Лукашенко ждет Майдан

Весенняя активизация белорусского президента не случайна, у него есть основания опасаться цветной революции, и он готов этому противостоять, хотя и в условиях ограниченных ресурсов, считают российские эксперты

Сотрудники КГБ Белоруссии (со времен СССР здесь название этой организации не изменилось) задержали членов незарегистрированной в минюсте республики организации "Белый легион" по подозрению в попытках дестабилизации обстановки в стране. 

Весенняя активизация белорусского президента не случайна: у Лукашенко есть основания опасаться цветной революции, и он готов этому противостоять, считают российские эксперты.

 Александр Лукашенко. Фото: Николай Петров/ТАСС 

На днях, после уличной акции "Марша нетунеядцев", также закончившейся массовыми задержаниями, президент Белоруссии потребовал от столичного руководства решить актуальные для горожан вопросы, чтобы никто "не шастал" по улицам.

Приоритетами Батька обозначил три задачи: "зарплата, занятость людей и цены". "Это сейчас больше всего волнует людей. Все остальные задачи мы решим. Их просто не будет, других задач. Никто по улицам не будет шастать, никто на революцию звать не будет, никто не будет звать на какую-то бойню, чтобы кровь текла. Никто - если мы решим эти задачи", - заявил он. 

Ситуация в стране существенно накалилась после подписанного Лукашенко в апреле 2015 года декрета "о тунеядцах", облагающего неработающих и не платящих налоги трудоспособных граждан сбором в размере более 200 долларов. В феврале-марте 2017 года в разных городах Белоруссии прошли протестные акции, после чего Лукашенко поручил к 1 мая решить вопрос трудоустройства всех безработных и приостановил взимание сбора с "тунеядцев" на год.

В то же время, во вторник стало известно о задержании на территории страны группы боевиков, якобы, готовивших вооруженную провокацию. По словам Лукашенко, "как показала действительность, они не спали, они потихоньку готовились, выбирали момент". 

Задержанные, по данным белорусских властей, предположительно тренировались в лагерях на Украине, в Литве и в Польше.  "Деньги шли через Польшу и Литву к нам", отметил президент, пообещав, что пресечет любую противоправную деятельность и бандитизм.

Основания для волнений у Лукашенко есть. Некоторые силы за пределами Белоруссии действительно хотели бы свержения его режима, и нынешняя тяжелая экономическая ситуация в стране им на руку, пояснил "Утру" политолог, историк, президент Московского центра изучения публичного права Аждар Куртов.

Несколько последних лет в Белоруссии наблюдается падение ВВП и жизненного уровня граждан, справиться с которым Лукашенко по многим причинам не может. Отношения с Россией тоже складываются не лучшим образом, причем, по вине белорусский стороны. В итоге российские кредиты сократились, что также не могло не сказаться на общем положении дел.

Высокие заработки, упомянутые белорусским лидером, пока остаются для большинства его сограждан несбыточной мечтой, и "налог на тунеядство" стал в этом смысле последней каплей. Отсюда и волна уличных шествий, которые, по расчетам белорусских властей, должны были быстро сойти на нет и сначала они не стали применять жестких политических мер и репрессий, надеясь на потепление отношений с ЕС и на какое-то продвижение в сторону Запада, но, когда стало ясно, что антиправительственное движение набирает обороты, Лукашенко решил вместо массовых репрессий прибегнуть к "точечным", в отношении отдельных лиц, причем по надуманным предлогам.

Однако сообщения о задержании террористических групп вряд ли инспирированы, полагает Куртов: скорее всего, такие группы действительно были, причем версия самого Лукашенко про польский и литовский след звучит вполне правдоподобно.

Прежде всего, цветной революции в Белоруссии хотела бы Польша - эта соседняя страна имеет на Белоруссию большие виды, кроме того, зарабатывает политические очки в ЕС, пытаясь стать своего рода лордом-протектором для государств западной части СНГ – Украины, Молдовы и Белоруссии. В этом смысле опасения Лукашенко совсем небеспочвенны, по крайней мере, Польша стала прибежищем для очень многих оппозиционных группировок, имеет "пункты обработки мозгов" (или образовательные центры) для представителей всего постсоветского пространства, в которых пропагандирует демократию в западном понимании, а параллельно рассказывает о  тоталитарном характере режимов постсоветского пространства и делится соответствующими выводами о том, на какие действия нужно ориентировать интеллектуалов в своих государствах.

Кроме Польши, вырвать Белоруссию из ЕврАзЭС и ОДКБ хотели бы и другие государства-члены НАТО, но активность, прежде всего, проявляют Германия и Литва. Таким образом, вполне возможно, что некие радикалы стремились воспользоваться народным недовольством для того, чтобы еще больше накалить обстановку, но возможна и вторая версия: сообщениями о задержании террористов Лукашенко пытается воздействовать на митингующих, чтобы запугать людей, которые "могут стать следующими", и снизить накал протестов, отмечает Аждар Куртов.

Так или иначе, недоброжелателей у Лукашенко хватает, а особого поля для маневров нет, не считая возможности перейти к более жестким полицейским мерам, в том числе, и в отношении митингующих. Тем более что протестные акции в это время года в Белоруссии обычно усиливаются, и белорусскому президенту остается лишь работать на опережение, подчеркивает эксперт.

Такая стратегия, как в предыдущие годы, может увенчаться положительным результатом – тем более что Лукашенко уделяет весьма существенное внимание силовым структурам. Разброда и шатания, как это было на Украине, среди белорусских силовиков не наблюдается. Но в целом, отмечает собеседник "Утра", тревожные процессы в стране напоминают то, что происходило некоторое время назад на Украине: дискредитируется российская политика, утверждается "самостийность" (хотя и с другой исторической мифологией), и так далее. Все это вполне вписывается в возможную подготовку цветной революции. "Лукашенко думает, что он сможет лавировать между Западом и РФ, но так же думал и Янукович. Чем это кончилось, мы все знаем", - подчеркнул эксперт.

В критической ситуации на помощь Лукашенко придет и Россия – если последует официальное обращение на сей счет со стороны белорусского руководителя. "РФ прекрасно понимает, что потеря этой страны и ее переход в стан наших геополитических противников будет серьезнейшим ударом по российской внешней политике", - подытожил аналитик.

Выбор читателей