Наноботы бросят вызов человеку

Рынок мировой наноиндустрии в 2020-х годах превысит 100 миллиардов долларов. Появление нанороботов приведет к исчезновению целого ряда профессий и сделает жизнь человека невыносимо опасной и прозрачной

Ученые разработали нанотехнологию, способную полностью восстановить утерянное зрение, вживив человеку биотехнологическую сетчатку. Об успехе компании Nanovision Biosciences Inc и Калифорнийского университета Сан Диего сообщил на этой неделе журнал Sciencenewsjournal. Авторы проекта уверены, что применили сразу две революционные разработки в биоинженерии.

Фото: GLOBAL LOOK press

Впервые удалось использовать кремниевые нанопровода, дающие высокое разрешение искусственному зрению, а также внедрить беспроводное наноустройство. Поскольку наносетчатка глаза питается током, ученые разработали систему индуктивной запитки телеметрии для передачи электроэнергии без проводов. Своего рода "аккумулятор", питающий снаружи имплантат в теле человека. Испытуемые крысы с потерянным зрением смогли вновь увидеть свет. Это означает, что в ближайшие десятилетия на Земле не останется слепых людей.

Убийцы команданте

Однако нанотехнология способна не только спасать, но и отбирать жизнь. Как сообщают издания РИА "Новости" и Pravda.ru, во властных кругах Венесуэлы смерть Уго Чавеса связывали с американским нанооружием. Издания ссылаются на портал Aporrea, который сообщал, что президенту были занесены раковые клетки. Якобы нанооружие может транспортировать разные виды наночастиц, провоцирующих инфаркт, нарушение мозгового кровообращения, остановку дыхания, СПИД, рак. В этой связи вспоминается череда раковых заболеваний у всех лидеров Южной Америки, которые отказались поддерживать стратегию США в этом регионе. В 2011 г. раком заболели следующие президенты. Рак простаты нашли у Уго Чавеса. Президент Аргентины Кристина Киршнер заболела раком щитовидной железы. Раком кишечника - президент Перу. Экс-президент Бразилии Луис ди Сильва - раком гортани. В 2009 г. президент Бразилии Дилма Руссефф заболела раком лимфатической системы. В день смерти Чавеса вице-президент Николас Мадуро заявил в обращении к нации:"Нет никаких сомнений в том, что здоровье команданте Чавеса подверглось нападению противника".

В то же время сами американцы говорят об угрозе нанооружия со стороны террористов. Известный физик Луис Дель Монте, автор исследований по искусственному интеллекту и бывший глава разработок микроэлектроники в IBM, выпустил в 2017 г. книгу "Нанооружие: растущая угроза человечеству". Дель Монте уверен, что в 2020-х гг. террористы овладеют нанооружием. Вместо классических взрывов нанороботы будут терроризировать власти и население заражением водоочистных сооружений в мегаполисах. Незаметно распылять нанодронами биологическое оружие на стадионах и мероприятиях. Эти опасения еще раньше, в 2010 г., озвучивал Пентагон, говоря о создании террористами искусственной микропыли, а наноботы будут проникать в организм человека в качестве технического вируса. Это позволит брать в заложники людей не за счет похищения, а путем контроля над организмом.

Сейчас многие вещи кажутся фантастикой, хотя большая часть уже испытывается учеными. Например, мало кто слышал про наноматериал графен, чья прочность в двести раз превышает прочность стали, а толщина в миллион раз меньше человеческого волоса. При этом материал хорошо проводит тепло и энергию. Пока его стоимость не конкурентна - 1 мкр метр - $1200, но с удешевлением производства навсегда изменится мировая отрасль тяжелой промышленности. Бронетехника может получить свое второе рождение, выживая после ракетных ударов. Противостояние на поле боя будет проходить не только между роботами, но и между наноботами, которых будут посылать с ракетами, дронами для разложения на атомы вражеской техники.

Раковые клетки - взбунтовавшиеся наноботы

Что же из себя представляют нанотехнологии? Размеры наномикронов столь малы, что речь идет о манипулировании и управлении материалами на атомном и молекулярном уровне. Для ясности стоит привести сравнительный пример. Нанометр в миллион раз меньше длины муравья. Лист бумаги имеет толщину в 100 тыс. нанометров. А соотношение метра и нанометра сравнимы с соотношением планеты Земля и детской игровой площадкой во дворе. Что же делает наноробот? Это частица с заданной программой, способная прибыть на место и забрать нужные атомы буквально из всего материального. Отвергать роль и влияние нанороботов равносильно отрицанию живого организма. Ведь в данный момент каждый из нас имеет внутри триллионы нанороботов, работающих в клетках. Они носят биологическое название - рибосомы. Эти нанороботы запрограммированы ДНК на создание специфического белка для организма. А вот раковые клетки - это как раз сломанные нанороботы, которые перестали выполнять заданную нашим ДНК программу и стали жить сами по себе. Опасность наноботов, созданных человеком, абсолютно идентична. Если эти роботы имеют программу самовоспроизводства, но при этом выйдут из-под контроля человека, то способны разрушить если не мир, то все человечество. Это будет раковой опухолью планеты. Однако страх никогда не останавливал ученых на пути открытий.

Уровень нанотехнологий растет столь стремительными темпами, что проникает во все большее число сфер и отраслей. В медицине созданы сотни решений при помощи нанотехники. Даже российские ученые в 2016 г. сообщили, что смогут лечить рак при помощи нанороботов, витамина В2, введения ботов в раковые клетки и облучения их лазером. Объем опухоли уменьшается на 90%, заверяет ученый Евгений Хайдуков из Центра кристаллографии и фотоники РАН. С 2020 г. будет активно развиваться хранение огромных информационных данных в наноносителях, начнут внедрять сверхмощные материалы в строительстве и обороне, создавать нанооружие массового поражения. И в конце концов произойдет подключение человеческой нервной системы через нанороботов к глобальной Сети.

Нано: от двигателя до ДНК

Сегодня уже создан самый маленький двигатель из одного атома. Разработана ДНК, которая служит командным пунктом для наноботов, программируя на действия. Появились боты с силой, превосходящей в разы их вес, подобно муравьям. И даже до спермы мужчин добрались ученые со своими нанотехнологиями. В Нидерландах создали сперму из ботов, которые контролируются слабыми магнитными полями. По оценкам экспертов, рынок мировой наноиндустрии вырастет к 2020 г. до $75,8 миллиарда. В дальнейшем его прирост будет кратным. Помимо техники, вооружения и медицины, ученые уже нашли применение наночастицам в экологии. Исследователи Национального университета Сингапура создали нановолокно для прозрачных фильтров, способных очищать воздух. Издание Sciencedaily сообщает, что разработчики достигли 90% очистки воздуха от опасных частиц. Важным преимуществом изобретения является его многофункциональность. Нановолокно способно блокировать ультрафиолетовые лучи, а также улучшать освещение и видимость в помещениях. Технологию можно будет внедрять как на предприятиях с вредными выбросами, так и в бытовых условиях. В ближайшем будущем прозрачная пленка появится на окнах, дверях, в респираторах. Создатели позаботились и об универсальности внедрения. Нанофильтр будет продаваться в виде полуфабриката. При желании любой человек сможет сформировать нужную форму фильтра, интегрировав в жилое помещение. В первую очередь спрос будет в Китае и Индии, где стремительно ухудшаются экологические условия. В будущем авторы проекта планируют внедрить в технологию функцию антибактериального действия.

Нанотехнологии многое дадут человеку, но и запросят свою цену. Прежде всего это будет ликвидация ряда профессий и личной жизни. Исчезнут многие профессии, которые на себя возьмут нанороботы. Например, медицинская диагностика, уборка помещений, охрана, армейская пехота. Вместе с интернетом нанотехнологии изменят социальные формы и многовековые уклады в среде. Мир станет опасным и прозрачным, как в романе Оруэлла "1984".