Сбербанк задешево отдал "дочку"

Цену на лучший актив Украины сбили президент Петр Порошенко и экстремисты Незалежной, которые устроили атаку на отделения российского финансового учреждения

ПАО "Сбербанк (Украина)" - "дочка" российского Сбербанка - был продан дешевле, чем он стоит. Причина заключается в санкциях, наложенных президентом Порошенко, а также действиях экстремистов, заблокировавших отделения банка в Киеве и других городах. Эксперты считают, что российский "Сбер" еще легко отделался, потери других российских госбанков при продаже украинских "дочек" могут быть ощутимее.

Отделение Сбербанка в Киеве. Фото: Serg Glovny/ Global Look

Консорциум неназванной белорусской компании и латвийского Norvik Banka, выкупивший ПАО "Сбербанк (Украина)", заплатит за него $130 млн, сообщает "КоммерсантЪ". Это немного меньше его капитала, который в сентябре прошлого года был равен $144 миллионам. Другие активы - здания, хранилища, компьютерное ПО, банкоматы и прочее оборудование - перейдут к новым собственникам бесплатно. Исчезнет название банка, он получит имя от материнского Norvik Banka. Как говорилось в пресс-релизе Сбербанка, потери будут отражены в его отчетности по РСБУ.

Переговоры о продаже активов Сбербанка на Украине велись еще в 2016 г., покупкой интересовался президент группы DCH и бывший владелец "УкрСиббанка" Александр Ярославский. Сделка обещала быть крупнейшей для рынка страны. Называлась цифра $680 млн, но продажа не состоялась.

На ситуацию вокруг "дочки" Сбербанка повлияло много событий. На нее, как и на другие банки с российским госучастием в Незалежной, были наложены санкции. Кроме того, начались силовые действия украинских экстремистов, заблокировавших отделения в Киеве, Тернополе и бывшем Днепропетровске.

На этом фоне переговоры с консорциумом Саида Гуцериева, владельца неназванной белорусской компании, и главным акционером латвийского Norvik Banka Григорием Гусельниковым, которые начались, как стало известно, еще в 2016 г., испытали на себе воздействие всех этих событий. Российскому Сбербанку, вынужденному спешно покидать рынок Украины, пришлось идти на большие уступки.

Как пишет "КоммерсантЪ", деньги поступят на счет Сбербанка после того, как сделка будет утверждена регулирующими ведомствами, среди которых - Нацбанк Украины (НБУ).

В своем пресс-релизе НБУ высказался в поддержку "цивилизованного ухода с украинского рынка кредитных организаций с государственным российским капиталом, в том числе - путем их продажи", пишет агентство "Прайм". Хотя силовые действия экстремистов, поддержанные властью, трудно назвать цивилизованными. Сейчас бетонные стены, заблокировавшие входы в отделения "Сбербанк (Украина)", разбираются, однако экстремисты не сообщали, что прекращают свои действия.

Сергей Арбузов, бывший глава Нацбанка Украины и бывший глава правительства, уверен, что для Сбербанка продажа украинской "дочки" - наилучший выход, хотя это не бизнес-решение. "Для покупателя такой актив - очень выгодное приобретение. Потому что других проблем, кроме созданных искусственно, у украинской "дочки" Сбербанка не было. Это сейчас один из лучших банков Украины", - приводит его слова РИА "Новости".

Сегодня за развитием ситуации вокруг "Сбербанка (Украина)" пристально наблюдают другие российские финансовые учреждения, чьи "дочки" оказались под санкциями. В ВТБ признают, что продолжают рассматривать предложения касательно продажи "БМ-Банка", сообщил журналистам президент кредитной организации Андрей Костин, отметив, что на актив "есть несколько претендентов".

Ранее он отмечал, что группа ВТБ планирует до конца марта продать свой украинский актив. Что касается более крупного по активам банка "ВТБ (Украина)", ситуация сложнее. Тем не менее убытки, которые придется зафиксировать ВТБ в связи с вынужденным уходом с украинского рынка, для банка будут не столь существенны, пишет "Интерфакс", ссылаясь на главу ВТБ.

Однако пока остается загадкой, насколько быстро будут сняты санкции с банков, поменявших собственника. По крайней мере рассчитывать на то, что это произойдет автоматически, не стоит, уверен управляющий партнер адвокатской фирмы "Юстина" Владимир Плетнев. Новые собственники могут лишь просить об исключении банка из списка, ссылаясь на утрату связи компании с российским государством. Причем, поскольку это указ президента, нужно будет обращаться к президенту.

Но при соблюдении формальностей вероятность добиться исключения из списка и с юридической, и с экономической точки зрения высока, полагает он.

Выбор читателей