Крушение Ту-154 Качиньского свалили на диспетчеров

Варшава считает, что сотрудники наземного обеспечения полетов в Смоленске умышленно спровоцировали катастрофу лайнера в 2010 году. Виновно в трагедии и загадочное "третье лицо", находившееся в кабине пилотов

Российские авиадиспетчеры умышленно спровоцировали катастрофу с участием самолета Ту-154 в апреле 2010 г. под Смоленском. К такому выводу пришла прокуратура Польши, в очередной раз пересмотрев материалы дела об авиапроисшествии.

Фото: Zuma/ Global Look

На пресс-конференции в Варшаве 3 апреля заместитель генерального прокурора Польши Марек Пощенек заявил о том, что у надзорного ведомства имеются неопровержимые улики, доказывающие вину россиян.

"Уже собраны и добыты в ходе следствия доказательства, которые позволили прокурорам сформулировать новые обвинения в отношении авиадиспетчеров, а также третьего лица, находившегося в башне управления полетами, в умышленном провоцировании катастрофы, результатом которой стала гибель большого количества людей", - сообщил представитель прокуратуры.

Польская сторона намерена привлечь диспетчеров к ответственности, передает Polskie Radio. Варшава уже обратилась к Москве с запросом о правовой помощи для допроса всех причастных к этой ситуации лиц.

В России с обвинениями поляков не согласились. "Безусловно, обстоятельства этой трагедии, этой катастрофы уже достаточно серьезно исследованы, изучены. И, конечно, соглашаться с такими выводами не представляется возможным", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Ранее поляки на протяжении нескольких лет отказывались признавать официальные результаты расследования, пытаясь найти новые обстоятельства, которые помогли бы им возложить ответственность за крушение на принимающую сторону. Из-за того, что дело остается не закрытым, РФ и Польша не могут договориться о судьбе обломков самолета. Поляки заявляют, что останки президентского Ту-154 являются собственностью Варшавы, поэтому должны быть возвращены. Российские власти подчеркивают, что обломки служат вещественным доказательством, а потому не могут быть возвращены, пока расследование не завершено.

Варшава затягивает окончание расследования, обращаясь за помощью в установлении всех обстоятельств трагедии к другим странам. Между тем внутри страны авиакатастрофа продолжает оставаться орудием политической борьбы. На днях брат-близнец погибшего президента, лидер правящей консервативной партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский возложил "как минимум моральную" ответственность за трагедию на бывшего премьера страны и действующего главу Евросовета Дональда Туска.

Служба военной контрразведки Польши заявила, что политик допустил нарушения при проведении тендера на ремонт президентского самолета Ту-154, который разбился под Смоленском. Модернизация некоторых систем лайнера частично производилась в России в 2009 году. В Минобороны страны считают, что ремонт был сделан некачественно, а денег за него взяли столько, что хватило бы на покупку нового воздушного судна.

Катастрофа авиалайнера Воздушных сил Польши произошла недалеко от Смоленска 10 апреля 2010 года. В условиях плохой видимости самолет при снижении задел деревья и упал в 300 м от взлетно-посадочной полосы. В происшествии погибли 88 пассажиров и 8 членов экипажа - все, кто находился на борту. В числе жертв крушения оказались президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария, известные польские политики, почти все высшее военное командование, общественные и религиозные деятели.

В 2011 г. Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования причин катастрофы. Согласно заключению экспертов, непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Считается, что на командира воздушного судна надавил кто-то из чиновников, который несанкционированно проник в кабину пилотов.

Выбор читателей