Немецкие ученые разработали способ лечения рака с помощью сперматозоидов

Новый метод поможет ежегодно спасать жизни сотен тысяч женщин по всему миру. Авторы не исключают его использование для лечения и других заболеваний

Доставить лекарственный препарат в клетки раковой опухоли могли бы… сперматозоиды. Ведь один из факторов эффективной борьбы с онкологическими заболеваниями - прямое воздействие на клетки опухоли, которое не затрагивало бы здоровые ткани. Именно этому - адресной доставке - природа и обучила сперматозоиды.

Фото: GLOBAL LOOK press/ Christian Vorhofer

Эта необычная идея посетила исследовательскую группу, включавшую ученых из немецкого Института интегративных нанонаук, а также из Технологического университета Германии. Как пишет "Газета.Ру", их внимание привлекла подвижность сперматозоидов. Они изначально приспособлены к передвижению в репродуктивном тракте, их мембраны хорошо защищают лекарство от взаимодействия со здоровыми клетками, да и объем препарата, который может нести один сперматозоид, довольно внушителен. Осталось только поместить в них лекарственный препарат и направить в нужное место. Но это оказалось не так просто.

Двигаться в нужном направлении сперматозоиды можно заставить магнитным полем, предварительно надев на них металлические оболочки. Для проверки идеи ученые провели серию экспериментов с опухолями, выращенными из раковых клеток HeLa. И хотя металлическая оболочка почти вдвое замедлила скорость передвижения сперматозоидов, а препарат сократил расстояние, на которое они способны перемещаться, они все же оказались способны под действием магнитного поля добираться до раковых клеток и доставлять в них лекарство. Исследование пока не опубликовано в рецензированном журнале, но с его текстом можно ознакомиться на сайте arXiv.org.

Доставка лекарства к опухоли - одна из основных проблем лечения онкологических заболеваний. Ведь требуется сделать так, чтобы препарат эффективно уничтожал раковые клетки и не повреждал здоровые ткани. Над этим ученые бьются уже долго. Они уже научились заключать противоопухолевые препараты в липидные оболочки, которые не дают им повреждать здоровые клетки. Но как им образом доставить лекарственную капсулу в опухоль - над этом до сих пор многие ломают голову. Предлагалось использовать для этого бактерии, но иммунная система расправлялась с ними до того, как они достигали цели.

В экспериментах ученые использовали сперму быка и препарат доксорубицин, используемый для химиотерапии при гинекологических раковых заболеваниях.

До широкого внедрения этого метода еще далеко, предстоит решить множество задач, в том числе обеспечить наблюдение за процессом. Но участники исследования предполагают, что его уже в скором будущем можно будет использовать в диагностических целях.

На первых порах метод будет использоваться для лечения онкологических заболеваний репродуктивных органов, которые ежегодно уносят жизни сотен тысяч женщин по всему миру. Кроме онкологии, его можно будет использовать для лечения и других заболеваний, например, эндометриоза, говорят немецкие ученые.