Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
На фоне обострения отношений России с США в Бишкеке военные СНГ решают, как улучшить систему противовоздушной обороны. Первый заместитель главкома ВКС РФ Павел Кураченко на заседании координационного комитета уже заявил, что группировка может быть усилена. Он добавил, что Россия, Киргизия и Таджикистан договорились о создании единых систем ПВО. Напомню, ранее аналогичные договоренности были подтверждены подписанием документов с Белоруссией, Казахстаном и Арменией.
МиГ-29. Фото: Wikipedia
Россия заключила двусторонние соглашения с государствами Содружества. В них оговаривается, что в случае угрозы военного конфликта, силы ПВО координируются из Москвы. Но, по мнению военных экспертов, у объединенной системы ПВО СНГ есть существенный недостаток - у нее нет единого командования.
Каждый сам себе начальник
Как подтвердил "Утру" военный эксперт Михаил Ходаренок, сам служивший в ПВО, в СНГ долгое время не был решен вопрос, кто будет в объединенной системе главным и единственным начальником.
"Если есть два командных пункта, один из них должен быть старшим. Если есть два начальника войск ПВО, один из них должен быть старше", - считает полковник в отставке.
По его словам, с той же самой Белоруссией до сих пор очень трудно договориться о подчиненности. А ведь соседнее государство имеет стратегическое значение для России. Рядом Польша и Прибалтика с базами НАТО. Поэтому у Минска после Москвы самые мощные силы ПВО в Содружестве. В том числе глубоко модернизированные МиГ-29, ЗРК С-400 и радиолокационная станция "Противник-ГЕ".
РЛС "Противник". Фото: Wikipedia
Угрожаемый период
Соглашение о создании Единой региональной системы (ЕРС) противовоздушной обороны между Россией и Белоруссией подписали еще 3 февраля 2009 года. Суть его заключается в том, что в мирное время средства ПВО государств работают в обычном режиме, отдельно друг от друга. Но в случае возникновения "угрожаемого периода", для управления ЕРС ПВО в срочном порядке создается объединенное командование. А координация осуществляется с Центрального командного пункта командующего российскими ВКС.
Казалось бы, проблема старшинства решена. Но ключевое слово здесь - "угрожаемый период". Это отрезок времени, который предшествует началу войны и характеризуется крайним обострением международной обстановки. Получается, что Москва принимает командование непосредственно перед самым началом боевых действий. И, в случае боевой тревоги, времени может не хватить.
Трудный Минск
В итоге, формулировка была изменена. 14 марта этого года президент Александр Лукашенко утвердил изменения и дополнения к белорусско-российскому соглашению о ЕРС ПВО. Как сообщает РИА "Новости", "угрожаемый период" был заменен на "период непосредственной угрозы агрессии". Это более широкое понятие. Например, таким образом можно трактовать угрозу российским подразделениям в Сирии.
Впрочем, Белоруссия по-прежнему неохотно делится с Россией средствами ПВО. Недаром двустороннее соглашение подписывали более ctvb лет. Эксперты уверены: все это время Минск выбивал для себя экономические льготы со стороны Москвы. Но и после переговоры не закончились. Лишь в феврале 2012 года Александр Лукашенко утвердил договор с Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании ЕРС ПВО.
А 8 сентября 2016 года Павел Кураченко заявил, что войска ПВО России и Белоруссии начинают нести боевое дежурство в рамках соглашения.
Но противоречия остались до сих пор. Москва и Минск постоянно балансируют на грани. Александр Лукашенко постоянно намекает на возможный выход из ОДКБ.
На южном фронте все спокойно
Не так тревожно обстоят дела на юге. Силы ПВО Казахстана и Киргизии защищают Союзное государство от Китая. Но к счастью, с Пекином и Москвы нет настолько серьезных разногласий, как с Западом. Иначе Москва не стала бы продавать в Поднебесную истребители Су-35 и ЗРК С-400.
Мощными средствам противовоздушной обороны ни Астана, ни Бишкек похвастаться не могут. Силы ПВО Казахстана – это ЗРК С-300, С-200 и С-75, которые устарели по сравнению с тем же ЗРК С-400.
Ан-26. Фото: Wikipedia
ПВО Киргизии еще скромнее - в основном это дивизионы С-75, С-125, ЗРК "Круг" и зенитные пушки С-60. Похожим образом обстоят дела в Таджикистане - те же самые С-75 и С-125 плюс переносные зенитно-ракетный комплексы.
Но как раз в этом регионе с координацией действий проблем возникнуть не должно. И Россия при желании может усилить средства ПВО в этом регионе.
Кураченко в Бишкеке уже заявил, что в Казахстан поставлено зенитно-ракетное вооружение, в Киргизии модернизированы системы связи, а в Таджикистан привезут авиационную и зенитную ракетную технику.
Женщины опасаются действия властей