Ле Пен против всех

Политические и финансовые круги Европы извлекли уроки из выборов в США и сейчас сделают все для того, чтобы не допустить подобного сюжета во Франции, считают эксперты. Лидеру Нацфронта поможет только чудо

Согласно опросу общественного мнения, проведенному компаниями OpinionWay и ORPI, во втором туре президентских выборов во Франции победит основатель движения "Вперед!" Эммануэль Макрон - за него проголосует 61% избирателей. Глава "Национального Фронта" Марин Ле Пен может рассчитывать на 39% голосов.

Марин Ле Пен. Фото: Jeff J Mitchell/ Gettyimages

По итогам первого тура Макрон набрал 23,75% голосов, Ле Пен - 21,53%. Кандидат от партии "Республиканцы", экс-премьер Франсуа Фийон и лидер движения "Непокорившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон покидают президентскую гонку с результатами около 19%.

Может ли Ле Пен во втором туре рассчитывать на поддержку избирателей выбывших кандидатов, вопрос спорный. Глава ее штаба Давид Рашлин в эфире радиостанции Europe1 этого не исключил, отметив, что Ле Пен "способна объединить" французских избирателей, не разделяющих в своем большинстве идей ее конкурента. Сама она заявила о том, что первый этап, который должен привести к Елисейскому дворцу, пройден, и назвала выход во второй тур "историческим результатом", возлагающим на нее "колоссальную ответственность за защиту французской нации, за ее безопасность, культуру, процветание и независимость". "Это акт французской гордости. Народ Франции поднял голову. Он уверен в своих ценностях и отдает себе отчет по поводу своего будущего", - заявила Ле Пен соратникам в штабе избирательной кампании в местечке Энен-Бомон в департаменте Па-де-Кале. Нынешний президент Франции Франсуа Олланд допустил массу ошибок за срок своего пятилетнего правления, подчеркнула она, назвав этот период "катастрофическим". По словам кандидата, "французы должны воспользоваться возможностью, которая открылась перед ними".

Однако российские эксперты уверены: сейчас все силы сплотятся против Ле Пен, и одолеть их будет весьма проблематично.

Выход лидера Нацфронта во второй тур был вполне ожидаемым, отмечает политолог, историк, президент Московского центра изучения публичного права Аждар Куртов. Марин Ле Пен олицетворяет собой недовольство французов тем положением дел, которое сложилось за время нахождения у власти социалистов, и печальные для ряда традиционных политических партий итоги свидетельствуют об этом недовольстве, отмечает аналитик.

При этом выхода во второй тур Ле Пен добилась с трудом, поскольку против нее были сосредоточены основные усилия ее конкурентов. Ее не хотели и не хотят видеть во главе Французской республики, и сейчас, между первым и вторым туром, усилия конкурентов Марин Ле Пен, их спонсоров и заинтересованных лиц из-за рубежа будут консолидированы, чтобы любой ценой не допустить ее победы. Даже разные по своим политическим платформам конкуренты Ле Пен уже призывают своих сторонников голосовать против нее, за Макрона.  

Последний же, будучи не очень раскрученным кандидатом от партии, которая не являлась традиционной для французской политической системы, выглядит достаточно странно, считает Аждар Куртов. "Это какая-то искусственная конструкция, сколоченная наспех и имеющая очевидные дефекты в смысле идеологии и программы. Можно предположить, что этот кандидат был сконструирован политтехнологами именно для того, чтобы не допустить победы Ле Пен и смягчить настроения евроскептицизма, разочарования в общеевропейской политике, исходящей из Брюсселя, которые царят сейчас во Франции со стороны части политической элиты и общества. Все это угрожает повторением опыта Британии по выходу из ЕС, не случайно возник термин "фрексит", - заявил эксперт "Утру".

Соответственно, столкновение двух этих кандидатов во втором туре приведет к мобилизации мощных финансовых, административных, медийных ресурсов против Ле Пен и сделает ее победу затруднительной. Это уже происходило в прошлом с ее отцом, когда он так же побеждал в первом туре, но во втором против него были направлены значительные усилия. "Думаю, сейчас будет развязана оголтелая кампания по очернению Марин Ле Пен с целью ее дискредитации, и это сыграет свою роль. Судя по всему, вряд ли Макрон способен переиграть ее в честном соревновании. Но если она победит, это будет в известной степени чудом и резко изменит судьбу Франции", - отмечает политолог.

Победа же Макрона ничем хорошим не чревата: он не сможет быть эффективным президентом, и Франция, скорее всего, продолжит в том или ином виде курс, который и завел ее в нынешнее безрадостное состояние, считает эксперт. Стоящая за ним политическая сила тоже вряд ли будет трансформирована потом в нечто долговечное.

При этом любопытны еще два момента: почему бы Франции не повторить во втором туре опыт США, где в похожей ситуации победа все-таки досталась несистемному Трампу, и чего ждать от Макрона (если исходить из того, что его победа практически предопределена) России?

Именно потому, что такое стало возможным в Америке, наступать на те же грабли не захотят европейские политические силы и стоящие за ними финансовые круги, которые не желают резких изменений в политике со стороны непредсказуемых и импульсивных глав государств, - на ошибках учатся, подчеркивает Аждар Куртов.

Кроме того, французская система отличается от американской, где борются два кандидата, прочие же выступают статистами, не имеющими шансов на реальную победу. И это положение дел в США сохраняется - республиканцы продолжают соревноваться с демократами. Во Франции же сейчас наблюдается переформатирование политической системы и ландшафта, возникают новые крупные политические силы, а традиционные партии растрачивают свой электоральный ресурс. Не случайно многие кандидаты в ходе нынешней предвыборной кампании заявляли о необходимости переписать действующую Конституцию и фактически изменить форму правления, скорректировав полномочия главы государства и парламента. В таких условиях консолидируются силы, не желающие радикальных изменений. "Во Франции мы наблюдаем сейчас именно такой процесс - страх перед резкими переменами, который приведет к тому, что Ле Пен всеми мыслимыми и немыслимыми путями не дадут попасть в Елисейский дворец", - подчеркивает собеседник "Утра".

Что касается ожиданий России, победа Макрона не сулит ей хороших перспектив, скорее, будет означать замораживание российско-французских отношений, и заявлениям из штаба кандидата на сей счет верить не стоит, полагает эксперт.

С одной стороны, как заявил РИА "Новости" генеральный делегат движения "Вперед" Стефан Травер, "необходимо оставить связи и мосты с Россией, необходимо обсуждать с Россией все вопросы, ни одна из тем не должна становиться табу - это должны быть честные и теплые, сердечные отношения с Россией, которые помогут решить проблемы".

С другой, в своей избирательной кампании Макрон играл на противопоставлении своих целей целям основной противницы - в то время как Ле Пен однозначно поддерживает улучшение отношений с РФ, то Макрон, соответственно, выступает с трансатлантических позиций. В этом контексте заявления его штаба вызывают скепсис, считает Аждар Куртов. Цель подобных заявлений - разбить электорат Марин Ле Пен, оттянуть его часть на себя, показав, что и Макрон - за дружбу с РФ.

"Но эти заявления сделаны даже не от имени первого лица, участвующего в президентской гонке, а от имени каких-то других функционеров. Кроме того, в этот период времени доверять заявлениям нельзя: если оценить все заявления Макрона по совокупности, до выдвижения его кандидатуры, в бытность занятия им каких-то административных постов и в предвыборный период, то там все-таки больше негативных для российской политики высказываний и сюжетов, чем позитивных", - подытожил аналитик.

Выбор читателей