Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Россия может получить свои политические дивиденды от противостояния США с Китаем в корейском ракетном кризисе. После размещения в вблизи Сеула американского элемента ПРО - комплекса THAAD южнокорейцы получили неформальные санкции от Китая. Если недоверие между Китаем и США будет развиваться, то Россия станет еще более ценным стратегическим союзником растущей китайской державы, отмечают эксперты.
Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. Фото: Yao Qilin/ Global Look
Новому президенту Южной Кореи пришлось решать геополитические задачи буквально на собственной инаугурации 10 мая из-за нарастающего международного конфликта. Избранный Мун Чжэ Ин заявил, что планирует пересмотреть вопрос размещения противоракетного комплекса США THAAD. Безопасность от американской ПРО в Южной Корее может быть нивелирована ухудшением отношений с Китаем, который увидел прямую угрозу от американских ракет и обещал принять меры. Для разрешения спорной ситуации президент Южной Кореи готов даже посетить Пекин, Вашингтон, Токио, а если понадобится - Северную Корею.
Новый глава Республики Корея пришел к власти после разоблачения и ареста бывшего президента Пак Кын Хе. В наследство Чже Ину достались низкий уровень доверия народа к власти и корейский ракетный кризис, начавшийся в 2013 г. после ядерного испытания Северной Кореей. Тогда же был утвержден план размещения в Южной Корее американской системы ПРО - THAAD. Размещение первых двух комплексов началось в марте 2017 г. на базе США Осан вблизи Сеула. Как пояснил "Утру" эксперт Центра изучения кризисного общества Алексей Кривопалов, новый комплекс не привнесет реальных изменений в структуру ядерного сдерживания треугольника Россия - США - Китай. "Да, размещение комплекса может нервировать как Москву, так и Пекин, но принципиальных подвижек в структуре взаимного ядерного сдерживания все же не вызывает. Слишком велики и разнообразны арсеналы стратегического ядерного оружия у первоклассных ядерных держав, чтобы система ПРО свела до нуля потенциал ответного удара в случае кризиса", - отметил эксперт. Китай видит угрозу в сборе разведданых, а также снижение политического веса как лидера в своем регионе.
Несмотря на то что противоракетный комплекс поражает ракеты противника только в радиусе 200 км, Пекин беспокоит радар комплекса, способный мониторить ситуацию в радиусе 2 тыс. км, охватывая все полеты на северо-востоке Китая и запуски ракет. Когда Сеул проигнорировал предупреждения Пекина, КНР ввела ряд экономических ограничений. Они оказались чувствительными - Китай является крупнейшим экономическим партнером Южной Кореи. Первыми под удар попали туризм и компания Lotte Group, продавшая Минобороны Кореи участок для гольфа под ракеты THAAD. В начале марта Национальная туристическая администрация Китая распорядилась запретить турагентствам продавать турпакеты в Южную Корею. Это был ощутимый удар, поскольку китайский туристы обеспечивали половину доходов туротрасли Южной Кореи. С другой стороны, удар приняла на себя сеть магазинов корпорации Lotte (в России эта компания известна в основном из-за своего продукта - Choco Pie). В марте в Китае началось закрытие магазинов Lotte под предлогом нарушения противопожарной безопасности. За два месяца прекратили работу более 25% южнокорейских супермаркетов в Китае. Затем последовали проблемы с китайскими поставщиками товаров. Китайские потребители также объявили бойкот через соцсети южнокорейским торговым компаниям.
Изначально корейские власти и компании считали, что явление временное, эмоциональное и скоро все уляжется. Но сплоченные народные "санкции" по всему Китаю поразили южнокорейцев. Последних отказывались обслуживать в магазинах и на рынках Китая, считая их агрессорами, а Южную Корею - страной, объявившей войну Поднебесной. Даже южнокорейские товары начали убирать или прятать с китайских полок.
В итоге разруливать ситуацию "с места в карьер" пришлось новому президенту Кореи. Готовность пересмотра вопроса размещения американской ПВО связана прежде всего с утратой экономического партнера - Китая. Конфликт и санкции могут вылиться для нового главы уже не в политический, а экономический кризис.
Масла в огонь подлил и новый американский президент. В апреле этого года Дональд Трамп, как истинный бизнесмен, запросил от Южной Кореи $1 млрд за "крышевание" от северокорейской угрозы. Насколько цена соответствует рыночной, не возьмется проанализировать ни один эксперт. Поскольку Корея даже не получит комплекс THAAD в собственное пользование. Он управляется американцами на их базе и состоит из радара TPY-2 TM, шести пусковых установок, 48 ракет-перехватчиков, а также пульта управления и электрогенератора. После ноты протеста Китая Трамп решил не усугублять ситуацию и забыть про миллиард. Но напряженность между странами в регионе осталась.
Если смотреть на ситуацию в широком геополитическом разрезе, то США даже были выгодны испытания ядерных ракет Пхеньяна, поскольку развязывали руки для выстраивания системы ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом качество вечно падающих северокорейских ракет говорит о несостоятельности КНДР как ядерной державы.
За установку американских ракет высказалась Япония, против - Россия. Доводы США и НАТО были традиционны. В марте Тихоокеанское командование армии Соединенных Штатов утверждало, что ядерная программа КНДР представляет угрозу миру и нарушает множество резолюций Совбеза ООН.
Развертывание комплекса ПРО - это оборонный союз Вашингтона и Сеула против угроз Северной Кореи. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров рассказал РИА "Новости" в марте, что размещение ракет дает право России выйти из российско-американского договора сокращения наступательного вооружения СНВ-3. МИД России также проинформировал о пересмотре военной стратегии.
"Все это ведет к обострению ситуации, и мы, конечно, будем учитывать это в военном планировании", - подтвердил РИА "Новости" директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД Михаил Ульянов. Но в целом эксперты уверены, что давление Китая и России не изменит позицию США и Южной Кореи. При этом Россия остается в плюсе при вялотекущем противостоянии Китая и США.
"С одной стороны, это снижает возможности США по вмешательству в дела Ближнего Востока, Европы и постсоветского пространства. С другой стороны, наличие острого соперничества с Вашингтоном объективно повышает ценность Москвы как стратегического союзника Пекина. Это поднимает акции России внутри "треугольника" и отчасти компенсирует слабость нашей страны в экономической сфере", - считает Алексей Кривопалов.
В январе 2017 г. Россия и Китай договорились о принятии совместных мер против американской системы ПРО THAAD в Корее, сообщило Reuters со ссылкой на агентство "Синьхуа". Одним из первых шагов станут военные российско-китайские учения в октябре 2017 года.
Бывший министр был недоволен решением президента