Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Египет все ближе продвигается к сделке по покупке российских вертолетов для "Мистралей". Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на замглавы МИД РФ Михаила Богданова, в настоящий момент активно ведутся переговоры.
Мистраль "Севастополь". Фото: Мишель Плассар/ ТАСС
Напомню, речь идет о Ка-52 "Аллигатор" и Ка-52 "Катран", под которые и создавались французские вертолетоносцы по заказу ВМФ РФ. Ранее СМИ сообщали, что Каир может закупить 32 вертолета, по 16 на каждый корабль, на сумму более $1 миллиард.
Рано или поздно эта сделка состоится. Египет остро нуждается в ударных вертолетах для борьбы с исламистами и охраны своих морских границ. И "Мистрали" - оптимальный вариант.
А появятся ли все же вертолетоносцы у России? Корабли этого класса могут быть полезны в Сирии, так как могут встать на якорь намного ближе авианосца "Адмирал Кузнецов". Вертолеты могут заниматься разведкой в провинциях Хомс и Идлиб. А также прикрывать с воздуха боевые части сирийской армии или снабжать их боеприпасами.
Кроме того, большую сдерживающую роль вертолетоносцы будут играть в Черном море. На другом берегу - страны НАТО Турция, Болгария и Румыния. Осознание того, что у России есть корабли для проведения крупной десантной операции с использованием самых современных ударных вертолетов, несомненно, удержит потенциальных противников от необдуманных действий. Теоретически российский вертолетоносец может действовать и на Балтике.
В российском командовании все это прекрасно понимают, поэтому в рамках программы перевооружения до 2025 г. "Мистрали" должны заменить десантные корабли "Прибой" и "Лавина". Пока они находятся на стадии проекта, но по плану строительство начнется уже в будущем году.
"Прибой" значительно меньше 200-метрового "Мистраля", а "Лавина" в какой-то степени является его аналогом. Оба корабля разработаны в Санкт-Петербурге - Невским проектно-конструкторским бюро и Крыловским государственным научным центром. План по строительству вертолетоносцев пока держится в секрете. Возможно, в ВМФ России пока остановятся лишь на "Лавине". Так как корабль может выполнять те же боевые задачи, что и "Мистраль". А затем уже построят небольшие "Прибои". Тем не менее стоит рассмотреть оба проекта.
Макет проекта десантных кораблей "Лавина". Фото: Wikipedia
Сильная сторона "Прибоя" - малозаметность. При длине примерно в 165 м и ширине 25 м корабль будет оборудован компактной палубной надстройкой с минимальным количеством прямых углов. Благодаря этому снижается радиолокационная заметность судна и его тяжелее засечь с подводной лодки или авианосца. Авторы проекта уверяют, что на радарах "Прибой" будет "светиться" как небольшой фрегат или даже катер.
К преимуществам "Прибоя" можно отнести и его сравнительно небольшую осадку для судов такого типа - всего 5 метров. Это означает, что корабль может подойти ближе к берегу. Соответственно, увеличивается боевой радиус вертолетов. А сам "Прибой" сможет маневрировать в проливах и заливах на мелководье и без проблем заходить, скажем, в Азовское море.
Дальность плавания "Прибоя" - порядка 11 тыс. километров. Хоть это почти в два раза меньше, чем у "Мистраля", по автономности плавания российский корабль значительно превосходит французский.
Новый вертолетоносец будет способен перевозить во внутренних отсеках до 60 единиц легкой бронетехники, например, БМП или бронеавтомобилей "Тигр". А также два десятка танков. Предусмотрена конструкцией и комплектация корабля небольшими десантными катерами.
Для защиты от вражеских судов "Прибой" планируется вооружить противолодочными ракетами X-31A или X-35У. А чтобы отбивать атаки с воздуха, на корабле установят два зенитных ракетно-пушечных комплекса "Панцирь М/Палица", сухопутная версия которого уже принята на вооружение. По сути, "Прибой" может быть использован как корабль ближней противовоздушной обороны.
Десантный корабль проекта 11711 "Тапир". Фото: Wikipedia
"Лавина" во многом похожа на "Прибой", только больше - 180 м в длину, 30 м в ширину, водоизмещение 24 тыс. тонн. Это почти в два раза больше, чем у "Прибоя". На борт корабль может взять 16 ударных вертолетов, до полутысячи десантников и 50 единиц бронетехники, к примеру, танков. В доковой камере предусмотрены места для 6 десантных катеров. Строительство четырех кораблей этого типа планировалось начать еще в прошлом году. Однако затем сроки сдвинулись на два года.
Впрочем, нет ничего удивительного в том, что создать новый корабль с нуля оказалось непросто. Тем более в ВМФ до последнего момента рассчитывали на "Мистрали", в строительстве которых, к слову, участвовали российские компании, в частности Балтийский завод. Главная сложность заключается в том, что проекты новых кораблей имеют принципиальные различия. Например, их корпуса представляют собой полутримараны. В то время как у "Мистраля" - традиционная конструкция.
Вдобавок Россия еще не строила корабли такого типа. Советские и российские десантные корабли создавались для других задач. Военную технику и морских пехотинцев доставляли практически к берегу. Теперь же основную ударную силу будут представлять вертолеты и боевая техника, которую доставят на катерах. То есть десантников будут надежно прикрывать с неба и земли. Это другая тактика высадки, ведения боя. По сути, другая боевая операция. А значит, новый корабль придется встраивать в привычную систему, в которой действуют российские моряки. Это займет определенное время.
Трудоемкие работы предстоят в применении малозаметных технологий, современных радаров и средств радиоэлектронной борьбы. Наконец, корабельный Ка-52К "Катран" еще только проектируется, а еще несколько лет могут занять испытания. Ведь вертолетам предстоит выполнять принципиально другие операции, в чем-то напоминающие работу палубных истребителей Су-33. Поэтому 2025 г. выглядит вполне логичным сроком для постройки нового корабля. Пока же работу так и не ставших российскими "Мистралей" будут выполнять существующие российские десантные корабли, в том числе проекта 11711 "Тапир", разработанные в том же Невском проектно-конструкторском бюро. Первый корабль этого класса был спущен на воду еще в 2012-м. На данный момент строится еще один. На борт "Тапир" может взять два вертолета Ка-26, 13 танков или 36 БМП и 300 десантников.
В Европе чувствуется усталость от конфликта
Иностранные летчики специально нарываются на неприятности