ВМФ России ждет своих "Мистралей"

Пообещав египтянам вертолеты для кораблей, РФ как минимум на несколько лет осталась без вертолетоносцев. Но до 2025 года отечественные судостроители обещают спустить на воду корабли лучше французских

Египет все ближе продвигается к сделке по покупке российских вертолетов для "Мистралей". Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на замглавы МИД РФ Михаила Богданова, в настоящий момент активно ведутся переговоры.

Мистраль "Севастополь". Фото: Мишель Плассар/ ТАСС 

Напомню, речь идет о Ка-52 "Аллигатор" и Ка-52 "Катран", под которые и создавались французские вертолетоносцы по заказу ВМФ РФ. Ранее СМИ сообщали, что Каир может закупить 32 вертолета, по 16 на каждый корабль, на сумму более $1 миллиард.

Рано или поздно эта сделка состоится. Египет остро нуждается в ударных вертолетах для борьбы с исламистами и охраны своих морских границ. И "Мистрали" - оптимальный вариант. 

А появятся ли все же вертолетоносцы у России? Корабли этого класса могут быть полезны в Сирии, так как могут встать на якорь намного ближе авианосца "Адмирал Кузнецов". Вертолеты могут заниматься разведкой в провинциях Хомс и Идлиб. А также прикрывать с воздуха боевые части сирийской армии или снабжать их боеприпасами.

Кроме того, большую сдерживающую роль вертолетоносцы будут играть в Черном море. На другом берегу - страны НАТО Турция, Болгария и Румыния. Осознание того, что у России есть корабли для проведения крупной десантной операции с использованием самых современных ударных вертолетов, несомненно, удержит потенциальных противников от необдуманных действий. Теоретически российский вертолетоносец может действовать и на Балтике. 

В российском командовании все это прекрасно понимают, поэтому в рамках программы перевооружения до 2025 г. "Мистрали" должны заменить десантные корабли "Прибой" и "Лавина". Пока они находятся на стадии проекта, но по плану строительство начнется уже в будущем году.

"Прибой" значительно меньше 200-метрового "Мистраля", а "Лавина" в какой-то степени является его аналогом. Оба корабля разработаны в Санкт-Петербурге - Невским проектно-конструкторским бюро и Крыловским государственным научным центром. План по строительству вертолетоносцев пока держится в секрете. Возможно, в ВМФ России пока остановятся лишь на "Лавине". Так как корабль может выполнять те же боевые задачи, что и "Мистраль". А затем уже построят небольшие "Прибои". Тем не менее стоит рассмотреть оба проекта.

  Макет проекта десантных кораблей "Лавина". Фото: Wikipedia

Сильная сторона "Прибоя" - малозаметность. При длине примерно в 165 м и ширине 25 м корабль будет оборудован компактной палубной надстройкой с минимальным количеством прямых углов. Благодаря этому снижается радиолокационная заметность судна и его тяжелее засечь с подводной лодки или авианосца. Авторы проекта уверяют, что на радарах "Прибой" будет "светиться" как небольшой фрегат или даже катер.

К преимуществам "Прибоя" можно отнести и его сравнительно небольшую осадку для судов такого типа - всего 5 метров. Это означает, что корабль может подойти ближе к берегу. Соответственно, увеличивается боевой радиус вертолетов. А сам "Прибой" сможет маневрировать в проливах и заливах на мелководье и без проблем заходить, скажем, в Азовское море.

Дальность плавания "Прибоя" - порядка 11 тыс. километров. Хоть это почти в два раза меньше, чем у "Мистраля", по автономности плавания российский корабль значительно превосходит французский.

Новый вертолетоносец будет способен перевозить во внутренних отсеках до 60 единиц легкой бронетехники, например, БМП или бронеавтомобилей "Тигр". А также два десятка танков. Предусмотрена конструкцией и комплектация корабля небольшими десантными катерами.

Для защиты от вражеских судов "Прибой" планируется вооружить противолодочными ракетами X-31A или X-35У. А чтобы отбивать атаки с воздуха, на корабле установят два зенитных ракетно-пушечных комплекса "Панцирь М/Палица", сухопутная версия которого уже принята на вооружение. По сути, "Прибой" может быть использован как корабль ближней противовоздушной обороны.

Десантный корабль проекта 11711 "Тапир". Фото: Wikipedia

"Лавина" во многом похожа на "Прибой", только больше - 180 м в длину, 30 м в ширину, водоизмещение 24 тыс. тонн. Это почти в два раза больше, чем у "Прибоя". На борт корабль может взять 16 ударных вертолетов, до полутысячи десантников и 50 единиц бронетехники, к примеру, танков. В доковой камере предусмотрены места для 6 десантных катеров. Строительство четырех кораблей этого типа планировалось начать еще в прошлом году. Однако затем сроки сдвинулись на два года.

Впрочем, нет ничего удивительного в том, что создать новый корабль с нуля оказалось непросто. Тем более в ВМФ до последнего момента рассчитывали на "Мистрали", в строительстве которых, к слову, участвовали российские компании, в частности Балтийский завод. Главная сложность заключается в том, что проекты новых кораблей имеют принципиальные различия. Например, их корпуса представляют собой полутримараны. В то время как у "Мистраля" - традиционная конструкция.

Вдобавок Россия еще не строила корабли такого типа. Советские и российские десантные корабли создавались для других задач. Военную технику и морских пехотинцев доставляли практически к берегу. Теперь же основную ударную силу будут представлять вертолеты и боевая техника, которую доставят на катерах. То есть десантников будут надежно прикрывать с неба и земли. Это другая тактика высадки, ведения боя. По сути, другая боевая операция. А значит, новый корабль придется встраивать в привычную систему, в которой действуют российские моряки. Это займет определенное время.

Трудоемкие работы предстоят в применении малозаметных технологий, современных радаров и средств радиоэлектронной борьбы. Наконец, корабельный Ка-52К "Катран" еще только проектируется, а еще несколько лет могут занять испытания. Ведь вертолетам предстоит выполнять принципиально другие операции, в чем-то напоминающие работу палубных истребителей Су-33. Поэтому 2025 г. выглядит вполне логичным сроком для постройки нового корабля. Пока же работу так и не ставших российскими "Мистралей" будут выполнять существующие российские десантные корабли, в том числе проекта 11711 "Тапир", разработанные в том же Невском проектно-конструкторском бюро. Первый корабль этого класса был спущен на воду еще в 2012-м. На данный момент строится еще один. На борт "Тапир" может взять два вертолета Ка-26, 13 танков или 36 БМП и 300 десантников.

Выбор читателей