Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Инициативы некоторых британских политиков относительно возрождения в стране смертной казни, прозвучавшие после теракта в Манчестере, могут увенчаться успехом, но поставят страну на грань выхода из Совета Европы. Впрочем, после Brexit британцев это не испугает. Другой вопрос, как успех подобной инициативы повлияет на аналогичные перспективы прочих поклонников смертной казни из числа членов Совета Европы - например, Турции, и не получится ли так, что своим передовым опытом британцы дадут им зеленый свет?
Фото: Petr Mlch/ Global Look
Великобритания является одним из основателей Совета Европы, члены которого (включая и РФ, и ту же Турцию), как известно, воздерживаются от смертной казни. Став первопроходцем выхода из ЕС и дав тем самым пищу для размышлений остальным его членам, Лондон и на сей раз может потянуть за собой остальных. Опыт рискует стать заразительным: в России, например, смертную казнь поддерживает почти половина граждан (почти догоняя по статистике США, которые членом Совета Европы не являются и смертную казнь практикуют). Интрига усиливается и в турецком контексте: стоило о чем-то подобном заикнуться Эрдогану, и со стороны прогрессивного западного мира на него обрушился шквал критики, а теперь ту же тему продвигает одна из самых развитых западных демократий. Может, норма о неприемлемости смертной казни устарела и пора что-то менять?
Однако, по мнению российских экспертов, ни Эрдогана, ни Россию (пожелай они вплотную заняться этим вопросом) британский опыт бы не "оправдал": двойные стандарты никто отменять не собирается.
Так называемые европейские ценности, которыми очень гордится Европа, - понятие относительное. Кроме того, в последние годы оно используется в качестве красивой ширмы для прикрытия реальной политики государств - членов ЕС, поясняет политолог, историк, президент Московского центра изучения публичного права Аждар Куртов.
Все эти ценности - включая ценность человеческой жизни и запрет смертной казни - распространяются не на всех, хотя ценность должна быть универсальной, постоянной, не имеющей исключений, тем более в международном, а не национальном праве. Но если жизнь подданного Британии ценится, а жизнь гражданина какой-то ближневосточной страны - нет (причем речь не о террористах, а о коалиционных силах, куда входит и Великобритания), и поэтому его можно уничтожать, это ценностью не является, отмечает эксперт.
Кроме того, разговоры о наличии у Европы каких-то ценностей обычно используются для того, чтобы поставить некий барьер между Западом и всеми остальными, чтобы выглядеть привлекательными и заманивать в ряды той или иной региональной организации (в частности, НАТО, Совета Европы, ЕС) новых членов. В том числе и тех, которые эти ценности не разделяют ни в теории, ни на практике, - таких, как Украина и некоторые другие.
Что касается смертной казни, в ее существовании нет ничего апокалиптического, отмечает аналитик: эта мера наказания известна человечеству с древних времен и при наличии оснований может применяться и сегодня. Тем более что общественные настроения меняются: если 30 лет назад Британия не знала такого разгула терроризма, в наши дни теракты происходят там с завидной регулярностью, создавая соответствующий общественный запрос. Граждане не понимают, почему в ситуации, когда для террористов нет ничего святого, сами они должны придерживаться неких псевдогуманных правил, препятствующих эффективной борьбе со злом? И это касается не только терроризма.
Конечно, политики, озвучивающие подобные идеи, пытаются оседлать тренд и набрать электорат, но здравое зерно в их предложениях есть: на войне все средства хороши, и если в общих случаях война подобные меры оправдывает, их вполне можно распространять и на случаи частные.
Последствия такого референдума - в случае его успеха - не сильно навредят британцам: если уж они, несмотря на все издержки, решили выходить из ЕС, ведущей интеграционной структуры, то пожертвовать куда менее значимым членством в Совете Европы тем более смогут, полагает Аждар Куртов. Последнее решение будет гораздо менее болезненным - конечно, если на это согласится политический класс. И хотя престиж от членства в Совете Европы для многих правительств еще более важен, чем финансовые потери, например, от выхода из ЕС, референдум все же возможен. Если вопрос возрождения смертной казни будет на нем поддержан, особых законодательных препятствий для его реализации в Англии нет, отметил собеседник "Утра".
При этом можно с уверенностью предположить, что и противников этого решения найдется немало. Либералы - противники смертной казни обычно ссылаются на судебные ошибки, т.е. определенный процент несправедливых приговоров, но этот процент не так велик, такие случаи, скорее, являются исключением. А исключение не должно быть довлеющим фактором, полагает эксперт.
Что до Эрдогана, то в отношении него и прочих возможных последователей этой идеи правила игры в силу специфики будут другими. Тем более что в случае с Турцией смертная казнь, по опасению многих, будет использоваться не как уголовно-правовая норма, а как механизм политических репрессий - чего в случае с Великобританий все же можно не опасаться. "Разные условия и мотивация властей: в отношении Турции есть большие сомнения в том, что круг ограничится теми, кто действительно заслуживает смертной казни", - поясняет аналитик.
Менять внутренние условия Совета Европы тоже не придется - для этого недостаточно оснований и "активистов". Британия - частный случай, а большинство стран Совета Европы заняты другими вопросами. Например, Россия не последует за Британией, отмечает эксперт: если РФ сейчас начнет инициировать подобный вопрос в условиях продолжающихся санкций, противники нашей страны получат дополнительный козырь для обвинений "кровожадного агрессора". А сослаться на британцев не получится: как показывает опыт в Сирии и в Ираке, похожие события часто толкуются Западом с диаметрально противоположных позиций. То же самое произойдет и по вопросу смертной казни, подытожил эксперт.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт