Ту-154 в Сочи разбил пилот

В интернете появились документы по итогам расследования комиссией Минобороны РФ катастрофы самолета 25 декабря 2016 г., в результате которой погиб ансамбль имени Александрова

Комиссия Минобороны РФ завершила расследование обстоятельств крушения Ту-154 при взлете с аэродрома в Сочи 25 декабря 2016 года. Главный вывод: причиной трагедии стали ошибочные действия командира экипажа, который не смог сориентироваться в пространстве и ситуации.

Фото: Yury Kirsanov/ Global Look

Фотографии страниц напечатанного доклада комиссии, назначенной по приказу министра обороны РФ Сергея Шойгу расследовать обстоятельства и причины катастрофы Ту-154 Б-2 800-й авиационной базы особого назначения, случившейся 25 декабря 2016 г. в районе аэродрома Сочи, опубликовал в среду, 31 мая, телеграмм-канал "Капитан Врунгель".

В документе поминутно, а в конце и посекундно восстанавливается весь последний полет самолета. Взлет с Аэродрома "Чкаловский" был осуществлен в 1 ч 38 минут. В 3 ч 43 мин. мск экипаж совершил техническую посадку в Сочи для дозаправки топливом. Посадка и высадка пассажиров не проводилась. Судя по всему, до этих пор все шло штатно. Однако при вылете из Сочи проблемы начались еще на земле.

"После запуска, в процессе руления за автомобилем сопровождения командир воздушного судна (КВС) испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета. Данные затруднения были обусловлены сложной системой рулежных дорожек и наличием на аэродроме двух ВПП (взлетно-посадочных полос)", - говорится в докладе комиссии. Это несколько странно, поскольку ранее сообщалось, что командир судна майор Роман Волков неоднократно совершал рейсы в сирийскую Латакию, в том числе с аэродрома Сочи.

В 5 ч 24 мин. 36 сек. экипаж приступил к взлету. "Особая ситуация возникла в 5 ч. 24 мин. 42,8сек, на 7 сек. полета, на скорости 70 км/ч, когда КВС эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета. Ведение неустановленного радиообмена с применением ненормативной лексики и нарастанием эмоционального напряжения в экипаже на этапе разбега привело к упущению КВС контроля значимых параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения им функциональных обязанностей на данном этапе полета", - восстанавливают события члены комиссии.

Далее все пошло еще хуже. По какой-то причине "на 53-й сек. полета, в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки закрылков (500 м), КВС на высоте 157 м подал команду на уборку закрылков", - пишут следователи Минобороны. "В результате действий КВС органами управления в процессе взлета самолет на высоте 231 м при скорости 360 км/ч перешел на снижение с уменьшением вертикальной перегрузки до величины менее 1 ед. При этом штурман корабля на выдохе произнес: "Ух, е-мое!".

Потом сработала сирена и высветилось красное табло "Опасно: земля!". Экипаж сообщал командиру об этих сигналах, о том, что самолет снижается, но предотвратить столкновение судна с поверхностью моря было уже невозможно. В 5ч. 25 мин. 49 сек, на 73-й секунде полета самолет ударился о воду и полностью разрушился. Экипаж и все пассажиры погибли.

Причиной катастрофы самолета Ту-154 "явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью". К таким выводам пришли члены следственной комиссии. В свою очередь, нарушенная ориентация пилота в пространстве и ситуации, по их мнению, могла быть следствием "чрезмерного нервно-психического напряжения", возникшего на фоне профессиональных стрессов и естественного утомления.

При этом комиссия выявила массовые нарушения в работе самой 800-й авиационной базы и военно-транспортной авиации в целом: мероприятия по переподготовке экипажа не проводились, ситуационного инструктажа не было, и даже контроль за состоянием здоровья летчиков был проведен более чем за два часа до вылета.

В результате - трагедия, унесшая жизни 92 человек, в том числе руководителя и артистов ансамбля имени Александрова, главы фонда "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки, журналистов.

Выбор читателей