Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Руководитель Антитеррористического центра СНГ генерал-полковник полиции Андрей Новиков заявил, что "Исламское государство*" (запрещенное в РФ) стремится развязать "асимметричную войну", специфика которой побуждает РФ к поиску адекватных системных способов противодействия. "Современное развитие событий позволяет предположить, что в случае неблагоприятного развития оперативной обстановки в любом из центральноазиатских государств речь, скорее всего, пойдет о совместной военно-полицейской операции в рамках СНГ", - отметил Новиков.
Фото: Medyan Dairieh/ Global Look
По мнению политолога, историка, президента Московского цнтра изучения публичного права Аждара Куртова, такое развитие событий было изначально прогнозируемо. "ИГ* не может выиграть сражение и сохраниться в лобовом столкновении, чисто на фронтах. Сейчас они уступают территории, их выбивают из важных населенных пунктов, речь идет о полной потере второй "столицы" непризнанного "государства", Мосула, и о подготовке штурма первой "столицы", Ракки. Невозможность победы на фронтах вынуждает ИГ наносить удары не в Сирии или Ираке, а где-то еще", - отметил эксперт в беседе с "Утром".
Ассиметричная война - это война другими способами, методами, в других частях света. Прежде всего под этим подразумевается совершение терактов далеко за пределами основного театра военных действий (т.е. территории Сирии и Ирака). В зоне риска - все страны, так или иначе вовлеченные в антиигиловские действия, и их перечень велик. Отомстить экстремисты могут в странах Европы, Центральной Азии, в США, в РФ - где угодно.
Ответ на такую угрозу очевиден, считает эксперт: это совершенствование антитеррористических мер, мер профилактики, усиление работы спецслужб по проникновению в тайные ячейки террористов, усиление контроля на важных объектах, которые могут быть подвергнуты террористическому нападению, повышение бдительности и одновременно с этим - более активное продолжение военных действий в Сирии и Ираке, а также политического диалога в рамках женевского и астанинского форматов.
В то же время, как показывает опыт последних лет, победить в "террористической войне" одиночек практически невозможно: перед ними, к сожалению, иногда пасуют и спецслужбы, и прочие силовые структуры. Эксперты неоднократно признавали, что какого-то универсального рецепта в битве с террором не существует: он был, есть и будет, любой сумасшедший может взорваться в метро, и вычислить его зачастую проблематично. Не означает ли это неминуемую победу террористов в объявленной ими "ассиметричной" войне?
Аждар Куртов с этим не согласен. "А что такое победа? Это достижение целей. Взрывы - это средство, а целью является дальнейшее существование на территориях, ныне контролируемых ИГ, этого самого псевдогосударства. Оно же возникло с определенной целью, создать халифат, расширить его границы, присоединить к нему новые территории, и этого добивались как военными действиями на данных территориях, так и терактами. Сам по себе удачно осуществленный взрыв - это еще не победа. В конце концов, и взрывов, и политических убийств за всю историю человечества было много, но террористы, как правило, не приходили к власти, не устанавливали свои порядки на длительные периоды времени и не создавали свои государственные образования. ИГ в этом смысле небольшое исключение из правил", - подчеркнул аналитик.
Таким образом, если "халифат" не устоит, то и о победе говорить не приходится, хотя новые жертвы со стороны мирного населения в этой войне, конечно, неизбежны. Терроризм и радикальный исламизм как явления никуда не денутся, возможно даже, они будут обрастать новыми адептами, таковы реальности современной эпохи. Но ближайшая задача - ликвидировать ИГ как образование на определенной территории, со своими институтами публичной власти, вооруженными отрядами, законами, валютой - т.е. с признаками государственности, подчеркнул собеседник "Утра".
Кстати, ранее эксперты не исключали, что в будущем ИГ может "окультуриться" - отринуть терроризм как идеологию, оставив лишь свойства государственности. Такое "цивилизованное" ИГ само могло бы противостоять экстремистам, а главам государств пришлось бы контактировать с его лидерами на официальном уровне, допускали наблюдатели.
История такие примеры знает, если бы не одно "но", отмечает Куртов. Например, в Средние века существовало государство исмаилитов-ассасинов, которое некоторое время терроризировало окружающий мир, а потом было разрушено татаро-монгольским нашествием. Но в настоящую эпоху, особенно сейчас, это вряд ли возможно, уверен эксперт: против ИГ действуют пусть и не консолидированные, но разнородные силы ведущих стран мира, в том числе и стран региона. Поэтому момент легализации упущен. "Теоретическая возможность существовала, но реальной нет, по многим причинам. Да они этого и не хотят: терпя поражение на фронтах, они подвергают массовому уничтожению своих же сторонников, как только подозревают их в дезертирстве", - подытожил аналитик.
* Организация запрещена на территории РФ
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт