Скоростные вертолеты стали трендом

Конструкторы вертолетов вплотную подобрались к самолетным скоростям. Зачем это нужно винтокрылым машинам и какие подводные камни подстерегают авторов проектов

Европейцы на авиасалоне в Ле Бурже "с помпой" представили концепт нового скоростного вертолета Racer. Как утверждают разработчики, новая машина, производства Airbus будет разгоняться до 400 км/час.

RACER (Rapid And Cost-Effective Rotorcraft). Кадр из видео youtube.com

Как и быстрейший в мире Eurocopter X3, она будет оборудована двумя дополнительными пропеллерами, установленными на небольших "крыльях". С той разницей, что у "Эйрбаса" они толкающие, но есть "смотрят назад". А у "Еврокоптера" тянущие. Кстати, последний уже вовсю проходит испытания, но пока так и не нашел применение ни на "гражданке", ни в армии. Несмотря на то, что разработки вертолета, летающего со скоростью самолета для ВВС ведутся уже давно.

Все дело в том, что сложные конструкции не нравятся военным. На крылья с пропеллерами ракеты не подвесишь. В свое время американцы построили AH-64 Cheyenne, который разгонялся свыше 400 км/час. На хвосте его были установлены сразу два пропеллера, но такая конструкция оказалась менее надежной и неудобной для размщения вооружения. В итоге, в ВВС США отказались от перспективных машин в пользу менее быстрых, но более надежных AH-64 Apache. В частности, американские военные решили, что машина с двумя пропеллерами на хвосте будет более уязвима в бою.

Позже решение, казалось бы, нашли. В 2008 году компания Sikorsky представила экспериментальный соосный вертолет X2, который удалось разогнать до 450 км/час благодаря мощному ротору в хвостовой части. Но программу в итоге закрыли, использовав наработки для новой машины - Sikorsky S-97. К слову, прототип боевой машины уже создан и выглядит очень убедительно. Осталось подождать испытаний.

И в американском, и российском командовании хорошо понимают, какие преимущества дает скоростной ударный вертолет. Фактически это боевой самолет вертикального взлета и посадки с большим радиусом действия. Быстрый вертолет сложнее сбить, к тому же скорость дает преимущество в воздушном бою.

Скоростная лаборатория на базе Ми-24. Фото: russianhelicopters.aero

19 июня глава холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский заявил, что вертолет-лаборатория на базе Ми-24 достиг скорости 400 км/час. Новый на машине только винт. За счет него скорость ощутимо выросла. В перспективе вертолет планируется разогнать до 450 км/час, но не более. По словам директора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Сергея Емельянова, большего на одноосном вертолете достичь просто не удастся.

Поэтому в ОКБ Камова сейчас разрабатывается вертолет соосной схемы, который, по словам Емельянова, будет разгоняться до 500 км/час. Но все это пока в перспективе. Разработку обоих проектов предполагается использовать как задел для совершенно новой модели вертолета, которую планируется выпускать после 2022 года. Пока же в ВКС РФ полностью рассчитывают на "Ночных охотников" Ми-28 и "Аллигаторов" Ка-52, которые уже хорошо зарекомендовали себя в Сирии.

Выбор читателей