Гонка лазерных вооружений переместилась в воздушное пространство

Пока Пентагон хвастается успешными испытаниям лазерного оружия, установленного на вертолетах и самолетах, российский ВПК готовит истребительный ответ

В небе над пустыней неподвижно завис беспилотник. Завис, как обычно висят такие аппараты, собирая разведданные. И вдруг он вспыхнул и стал падать. Всё это можно было бы счесть какой-то мистикой, если бы не шум приближавшегося военного вертолета. В винтокрылой машине угадывался Apache AH-64 — весьма распространенный ударный вертолет, который стоит на вооружении армии США с 1986 года. Но вместо 30-миллиметрового пулемета и ракет под его левым крылом находилась большая белая цилиндрообразная установка с надписью Raytheon. Так на ракетном полигоне Уайт Сэндс в американском штате Нью-Мексико походило первое испытание боевого высокоэнергетичного лазера, установленного на вертолете.

Фото: GLOBAL LOOK press/Dong-Min Jang

Созданием боевых лазеров занимаются уже давно и не только в США, но и в других странах, включая нашу. Куда их только не устанавливали: и на бронемашины, и на корабли, и на шасси самоходок, и даже на самолеты. А вот вертолет получает такое оружие впервые. Испытания показали, что Apache способен уничтожать лазером воздушные цели, находящиеся почти в полутора километрах от него. Вероятно, дистанция могла быть и больше, дальнейшие испытания это покажут. Главное, что была доказана возможность успешного применения лазеров на винтокрылых летательных аппаратах, имеющих широкий диапазон скоростных и высотных характеристик.

По сравнению с обычным вооружением у лазера масса плюсов. Во-первых, лазерный луч достигает цели со скоростью света. Во-вторых, он бесшумен, следовательно стрельба не будет привлекать внимание противника. Вероятно, он вообще не догадается, что по нему ведут огонь, пока его аппарат не будет сбит. В-третьих, лазером стрелять гораздо дешевле. К примеру, тот же Apache оснащается ракетами Hellfire. Пуск лишь одной из таких обойдется американским налогоплательщикам в 115 тысяч долларов. А боевому лазеру для атаки требуется только заряд электричества, примерная стоимость которого 10 долларов.

Но электрическое питание является как плюсом, так и минусом лазерного оружия. Ведь его разрушительная сила напрямую зависит от размеров энергетической установки. В то же время, возможности вертолета по весу и габаритам устанавливаемого на него оружия ограничены. Поэтому в наши дни лазерное оружие предпочитают использовать на кораблях, способных принять на борт крупные лазерные установки без каких-либо потерь в скорости и маневренности. А авиация — это перспективное направление.

Темой военного использования лазеров в воздухе американцы озадачились ещё в 70-х годах прошлого века. Хотя дальше установки экспериментальных лазеров на самолетах-летающих лабораториях дело не зашло, отдельные достижения на этом поприще у них всё же имеются. Так в 2010 году американскому самолету удалось сбить лазером баллистическую ракету. Теперь Пентагон одержим идеей массового применения лазеров на земле, в воде и воздухе. Недавно он пообещал, что в течение года установит и испытает лазерную пушку уже не самолете-лаборатории, а на полноценном боевом воздушном судне - тяжеловооруженном самолете поддержки сухопутных подразделений A-130.

Российский ВПК тоже не бьет баклуши. В работе находится сразу несколько проектов по обеспечению ВВС лазерным оружием. Однако процесс разработки продвигается небыстро. Уже 7 лет пытаются превратить летающую лабораторию A-60 в боевой лазерный самолет. В носовую его часть вместо метеорадара установили лазер, а по бокам фюзеляжа расположили турбогенераторы, которые призваны давать энергию для лазерной установки. Ожидается, что лазер на А-60 сможет сбивать не только самолеты баллистические ракеты, но космические объекты.

Также планируется оснастить лазерным оружием и МиГ-35 - истребитель поколения 4++. Сейчас машина проходит летные испытания, сразу после которых будут тестировать и её лазерное оснащение. Совмещать существующее вооружение с перспективным, включая лазерное, позволило увеличение количество точек подвески. Их было шесть, а стало восемь.

Всё идёт к тому, что 2020-е годы станут временем начала лазерных битв в духе "Звездных войн". Но в отличие от фантастической киноэпопеи стрельба не будет сопровождаться трассирующими лучами и своеобразными высокими звуками. Лишь попадание в цель будет слышимо и заметно. 

Выбор читателей