Найден возбудитель рака

Американские биологи нашли штамм стрептококка, который целенаправленно вызывает рак прямой кишки. Однако для развития опухоли нужны определенные условия, а потому ученые смогут найти противоядие

В кишечнике человека обитает штамм стрептококка Streptococcus gallolyticus, который целенаправленно вызывает рак прямой кишки. К такому выводу пришли американские биологи. О своем чудовищном открытии они рассказали на страницах медицинского журнала PLOS Pathogens.

Фото: GLOBAL LOOK press/ Jim West

О том, что данный штамм - далеко не подарок, было известно и ранее. Ученые знали, что этот микроб ассоциируется с повышенной вероятностью заполучить рак прямой или толстой кишки. Однако в результате наблюдений и экспериментов выяснилось, что развитие онкологического заболевания - это не побочный эффект жизнедеятельности микроорганизма, а его главная цель. Streptococcus gallolyticus играет ключевую роль в развитии рака.

Перед биологом И Сюй (Yi Xu) и его коллег из университета A&M в Техасе стояла задача определить, участвуют ли патогенные обитатели микрофлоры кишечника в развитии рака или же они просто предпочитают жить внутри опухолей. Для наблюдений ученые использовали микробов и культуры клеток кишечника, выращенных в пробирке и извлеченных из опухолей пациентов.

Выяснилось, что совместное выращивание кишечных клеток и колоний Streptococcus gallolyticus действительно ускоряет рост опухоли и заставляет здоровые клетки превращаться в раковые "заготовки".

Впрочем, для разрастания опухоли необходимо выполнение трех условий. Во-первых, бактерии должны непосредственно соприкасаться со стенками кишечника. Во-вторых, они могут начать свою подрывную деятельность, лишь находясь в определенной фазе роста. В-третьих, микробы вызывают рак не во всех без исключения клетках прямой кишки, а лишь в тех, которые выделяют определенное количество одного из ферментов в окружающую среду.

Когда ученые проанализировали содержимое нескольких сотен опухолей, удаленных из кишечника пациентов, они обнаружили, что практически во всех из них присутствовали колонии Streptococcus gallolyticus. Это окончательно подтвердило, что данные микробы действительно замешаны в развитии рака прямой кишки и что борьба с ними может помочь пациентам или замедлить развитие опухоли, или избежать ее появления.

Точка в исследовании, однако, еще не поставлена. "Есть еще много чего, что мы должны понять. К примеру, мы пока не знаем, необходимо ли постоянное присутствие микроба для распространения рака или же даже временное заражение кишечника Streptococcus gallolyticus приведет к подобным последствиям", - заявил И Сюй.

Прорывом в изучении онкологических заболеваний в последние годы стало открытие взаимосвязи между наличием определенных видов микробов и развитием рака в организме человека, других животных или в тканях растений. Так, бактерии Heliobacter pylori и Streptococcus gallolyticus обнаружили практически во всех опухолях прямой кишки и желудка человека. На корнях растений часто появляются опухоли благодаря их заражению микробами Agrobacterium tumefaciens и десятком других бактерий.