Автомобиль стал любимым оружием террористов

Боевики ИГ* вернули к жизни тактику "тарана автомобилем", популярную ранее у палестинских террористов, устроив теракт во французской Ницце 14 июля 2016 года. Эксперты считают, что предотвращать такие акции крайне трудно

За последний год террористы уже восемь раз использовали в европейских столицах тактику, которая называется car-ramming - "таран автомобилем". В первой половине 2000-х гг. этот способ был популярен у палестинских террористов. Один из самых первых подобных терактов произошел в ноябре 2000 г. в израильском городе Хадера, на центральной улице которого толпа прохожих была атакована начиненным взрывчаткой автомобиле. В результате взрыва тогда погибли две женщины, более 60 человек получили ранения.

Фото: GLOBAL LOOK press/Sergey Kovalev

Боевики "Исламского государства*" (запрещено в РФ) воскресили технологию car-ramming в июле прошлого года - кровопролитный теракт на Английской набережной в Ницце в день взятия Бастилии унес жизни 86 человек. За последний год "тараны автомобилем" трижды происходили в Лондоне. В декабре 2016 г. огромный грузовик Scania атаковал рождественскую ярмарку в Берлине. В апреле этого года угнанный террористами грузовик была направлен в людей на центральной пешеходной улице Стокгольма. Буквально за неделю до теракта в Барселоне похожее нападение произошло в парижском пригороде Леваллуа-Перре - грузовик протаранил группу солдат.

Возможно ли повторение такого сценария на улицах российских городов?

По мнению научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Ахмета Ярлыкапова, подобный теракт вполне вероятен, хотя на наших городских улицах гораздо меньше туристов, нежели в Европе.

Ярлыкапов пояснил "Свободной прессе", что атаки автомобилями совершаются именно в туристически развитых местах. Одним махом боевики наносят удар по экономически значимой сфере, по международному престижу страны-мишени, а также сеют страх среди многих других государств. Цель террористов - как можно более широкое распространение страха.

В настоящее время таран автомобилем уже стал визитной карточкой ИГ. Подготовку к такому теракту сложно раскрыть, ведь автомобиль не запрещен как оружие, взрывчатка или ее компоненты. При этом эффект такого теракта вполне сопоставим с эффектом от терактов, осуществленных с использованием оружия и взрывчатки, подчеркивает эксперт.

Председатель правления экспертной группы "Сова" (Киев), политолог Михаил Савва согласен со своим коллегой. Такие нападения очень сложно предотвратить, так как автомобиль, в отличие от оружия, взрывчатки или ядов, совершенно законен. Для предотвращения такого теракта нужна хорошая агентурная работа, а это сложно в условиях большого миграционного притока в Европу.

По словам эксперта Института национальной стратегии, главного редактора журнала "Мусульманский мир" Раиса Сулейманова, для предотвращения "традиционных" терактов в Европе созданы серьезные меры безопасности: камеры сканирования, металлоискатели при посещении вокзалов, аэропортов, метро. Все это в комплексе усложняет террористам достижение их цели.

Нигде, в том числе и в России, никогда нельзя исключать вероятность подобного теракта, уверен эксперт. Опыт показывает, что террористы легко тиражируют успешный опыт своих единомышленников из других стран.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей