Американские ракеты без России не полетят

Консорциум ULA закупит у "Энергомаша" дополнительную партию РД-180. Без них пусковая программа Пентагона остановится, поскольку альтернатив российскому оборудованию у ВВС США не имеется

Американский концерн United Launch Alliance (ULA) собирается приобрести дополнительную партию ракетных двигателей у российского НПО "Энергомаш". Правда, заокеанские партнеры артачатся и постоянно переносят подписание контракта, но деваться им некуда, поскольку альтернативы отечественным двигателям не существует.

Фото: Юрий Машков/ТАСС 

ULA ставит российские двигатели РД-180 на свои ракеты-носители Atlas V. В 1997 г. Москва и Вашингтон заключили контракт на поставку 101 двигателя, его сумма оценивалась в $1 миллиард. На фоне обострения отношений двух стран в разгар украинского кризиса 2014 г. Конгресс США ввел запрет на использование РД-180 после 2019 г., однако затем под воздействием аргументов Пентагона был вынужден его отменить. Сразу после этого ULA заказал у "Энергомаша" 20 дополнительных движков.

Накануне, 5 сентября, издание The Wall Street Journal сообщило, что ULA придется использовать РД-180 дольше запланированного. Консорциум является основным поставщиком средств выведения для Военно-воздушных сил США и будет оставаться в этой роли как минимум до 2024 года. Работа над собственными двигателями для ракет идет очень медленно, а потому американцам пока приходится рассчитывать на российские поставки. По мнению отечественных экспертов, при существующих возможностях Пентагон будет вынужден эксплуатировать РД-180 как минимум до 2025 года.

По сведениям "Коммерсанта", "Энергомаш" и ULA уже более года ведут закрытые переговоры о закупке десяти дополнительных РД-180. Изначально соглашение должны были подписать в сентябре 2016 г., но этому помешали подготовка к выборам президента США и испытания нового ракетного двигателя компании Илона Маска SpaceX. Американцы попросили перенести вопрос об очередной закупке двигателей на весну, российские переговорщики согласились.

Весной "Энергомаш" поставил перед ULA ультиматум: либо скорейшее подписание нового контракта, либо Россия законсервирует свои мощности и будет вести в ускоренном режиме переговоры по РД-180 с Китаем. Это несколько ускорило процесс, и новый договор должны были подписать в июне на авиасалоне в Ле-Бурже, но в этот раз все сорвалось из-за продления американских санкций. Поставку РД-180 ограничения не затронули, но настроение у всех было подпорчено.

В настоящий момент на "Энергомаше" ожидают приезда представителей ULA до конца сентября, чтобы они подтвердили серьезность своих намерений о закупке. Правда, американцы умерили аппетиты, и сейчас речь идет о приобретении всего пяти двигателей. "Там политика вышла на первые места, но американской промышленности никуда от наших двигателей не уйти, если, конечно, они не хотят остановить свою пусковую программу", - сообщил журналистам неназванный сотрудник аппарата правительства.

Ранее Вашингтон исходил из того, что американские двигатели для ракет-носителей будут протестированы к 2019 году. Это бы позволило с 2022 г. поставлять Пентагону новую ракету под названием Vulcan. Но эти планы приходится корректировать: майские стендовые испытания двигателя BE-4, производимого компанией Blue Origin для замены РД-180, обернулись неудачей.

Разработка американских ракетных двигателей постоянно упирается в экономические проблемы. Замминистра обороны Роберт Уорк недавно написал в письме одному из сенаторов, что ускорение темпов работы над собственным аналогом РД-180 не впишется в бюджет Пентагона. Дополнительные затраты составили бы, по его оценке, от $1,5 млрд до $5 млрд за шесть лет, и в этом случае пришлось бы лишить финансирования другие важные проекты.

Выбор читателей