Крах "ВИМ-Авиа" оставит пассажиров без неба

Перевозчик может окончательно уйти с рынка. У компании кончились деньги, банкротство может случиться в ближайшие недели, отчего пострадают десятки тысяч пассажиров. Авиационные власти готовятся к худшему развитию событий

Остановка деятельности авиакомпании "ВИМ-Авиа" нарушит планы 100 тысяч пассажиров. Они не смогут вовремя добраться в пункт назначения. Проблемы вызваны тем, что перевозчик не справился со взятыми на себя финансовыми обязательствами и не смог вовремя рассчитаться за топливо с аэропортами, говорят эксперты.

Фото: Leonid Faerberg/ Global Look

Очередные сбои в расписании полетов начались у авиакомпании в пятницу, 22 сентября. Перевозчик отменил или задержал на неопределенный срок свыше десятка рейсов. В ближайшее время проблема может усугубиться, поскольку базовый аэропорт "ВИМ-авиа" - "Домодедово" - отказался дальше обслуживать перевозчика в долг. На выходных самолеты еще продолжали хоть как-то летать благодаря тому, что компания "Татнефть" отправила в "Домодедово" гарантийное письмо с обязательством оплатить топливо.

По данным издания The Bell, у компании сегодня, 25 сентября, в полдень закончатся деньги кредиторов. Керосин по гарантийному письму также предоставляется только по сегодняшний день включительно. После этого выполнение полетов станет невозможным. По неофициальным сведениям из "Домодедово", "ВИМ-Авиа" задолжала аэропорту около 500 млн рублей.

Из-за череды отмененных рейсов Министерство транспорта и Следственный комитет РФ начали проверку в отношении компании. По данным следственного ведомства, в действиях руководства был злой умысел: "ВИМ-Авиа" продавала билеты, зная о том, что перелет в указанные в них сроки невозможен. Кроме того, против менеджмента компании заведено уголовное дело из-за долгов по зарплате в 206 млн рублей.

На ближайшие месяцы авиакомпания уже продала порядка 100 тыс. билетов. Однако источники, знакомые с позицией регуляторов, утверждают, что при оптимистичном сценарии авиакомпания протянет максимум до середины октября, при пессимистичном - до конца сентября.

Эксперты говорят, что последним гвоздем в крышку гроба "ВИМ-Авиа" станут именно долги перед поставщиками топлива, а не перед собственными сотрудниками.

Нынешняя ситуация с "ВИМ-авиа" частично повторяет сюжет двухлетней давности с банкротством "Трансаэро", пишет L!fe. Тогда "Трансаэро" задолжала за топливо 4,2 млрд, причем два года подряд топливные компании обслуживали авиаперевозчика в долг. Теперь заправлять авиаперевозчиков керосином в долг никто не хочет, так как велик риск не получить ничего в случае банкротства компании. 

"Задержка с выплатой заработной платы едва ли могла стать причиной задержек рейсов. Скорее всего, все-таки речь идет исключительно о взаимоотношениях с поставщиками авиатоплива. Если перевозчик сумеет восстановить платежеспособность и выполнять свои обязательства в полном объеме перед поставщиками услуг, вполне вероятно, что компания сможет выбраться из нынешнего кризиса, сохранить присутствие на рынке. Но в то же время мы видим, что авиационные власти, Минтранс и Росавиация, готовятся к худшему", - заявил в интервью BFM исполнительный директор информагентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Обычно десятая авиакомпания страны по объемам перевозок в зимний сезон работала в долг, а летом зарабатывала и расплачивалась с кредиторами. Однако в этом году курортный сезон оказался провальным - во многом из-за того, что проблемы у "ВИМ-Авиа" начались еще раньше, и полетную программу на лето пришлось сильно урезать.

"Очевидно, что авиакомпания не справляется с обеспечением тех финансовых обязательств, которые она на себя взяла. Ей, похоже, не хватает пригодных для этого воздушных судов, не обеспечивается своевременно их обслуживание и ремонт и, соответственно, возвращение из технических центров. Скорее всего, опять-таки из-за недофинансирования. Конечно же, как и у всех авиакомпаний, имеется и дефицит летных кадров, не хватает персонала", - отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Ранее сообщалось, что финансовую помощь авиакомпании могут оказать татарстанский бизнес (компания "Татнефть", банк "Зенит") и правительство республики. Однако полностью это проблему не решит. Перевозчик на прошлой неделе уже попросил федеральные власти о помощи, сообщают "Ведомости" со ссылкой на Алию Самигулину, представителя курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича. Речь идет о госгарантиях по кредитам. Дворкович переправил письмо в Минтранс с предложением "проработать".

Минтранс и Росавиация уже готовятся к краху компании. Они прорабатывают с другими авиаперевозчиками маршрутную сеть "ВИМ-Авиа" с целью определения ответственных за перевозку пассажиров, в случае если та не сможет выполнять рейсы. Теоретически выходом из ситуации может стать передача "ВИМ-Авиа" другому аэропорту (с оплатой услуг региональных воздушных гаваней у перевозчиков проблем не возникает). Однако, по словам экспертов, на это может понадобиться срок до месяца, да и к тому же старые долги никто с компании не спишет, а новый "порт приписки" будет очень настороженно относиться к перевозчику с такой подмоченной репутацией.

Проблемы у "ВИМ-Авиа" начались в конце мая - начале июня, когда компания задержала почти 200 рейсов и в итоге сократила чартерную программу, отказавшись от перевозки около 100 тысяч человек. Из-за этого у многих пассажиров оказались сорваны отпуска. Официально это объяснялось тем, что несколько самолетов задержались на техническом обслуживании и у компании не хватало летного состава. Для доставки отдыхающих на курорты и обратно срочно пришлось привлекать других перевозчиков.

Выбор читателей