Раковые клетки умнеют

Меланома научилась приспосабливаться к химиотерапии. Поврежденные лекарствами клетки переходят на альтернативные механизмы роста, и опухоль убивает пациента еще быстрее. Чтобы победить болезнь, нужно "выключить" вредоносный ген

Клетки рака кожи научились вырабатывать своеобразный иммунитет к действию химиотерапии. Поэтому вылечить человека от агрессивных форм меланомы практически невозможно. К таким выводам пришли американские ученые.

Исследование, посвященное приспосабливаемости рака к лечению, опубликовано в журнале Nature. Его автор, Вей Гу из Университета Пенсильвании (Филадельфия, США), утверждает, что "раковые клетки оказались очень умными". "Когда лекарства блокируют один из главных каналов их роста, они активируют другие цепочки генов, позволяющие им использовать альтернативные стратегии роста и размножения. Это приводит к развитию еще более агрессивных форм болезни", - отметил ученый.

Меланома и другие формы рака кожи, согласно статистике ВОЗ, ежегодно уносят жизни 132 тысяч человек. Эта форма онкологического заболевания очень быстро дает метастазы. Свыше 40% пациентов, заболевших меланомой, не удается спасти из-за позднего обнаружения опухоли, в то время как при ранней диагностике меланома излечима в 90% случаев.

По словам Вей Гу, в последние годы для борьбы с меланомой были созданы новые специализированные типы химиотерапии. В процессе лечения в организм пациента вводится не один, а сразу несколько препаратов, подавляющих размножение раковых клеток. Изначально этот коктейль работает очень хорошо, фактически полностью останавливая рост метастаз. Однако примерно через полгода клетки перестают реагировать, и пациент умирает.

Причина этого явления долгое время оставалась загадкой для ученых. Чтобы найти ответ на волнующий онкологов вопрос, Гу и его коллеги проследили за тем, как меняется работа раковых клеток в агрессивной для них среде, состоящей из препаратов, входящих в состав химиотерапии.

Почти все эти лекарства блокируют работу гена BRAF, который управляет генами роста. Тем самым подавляется рост опухолей. Блокируя работу BRAF и связанных с ним генов, ученые надеялись сделать новообразования уязвимыми для атак иммунных клеток. Однако оказалось, что остановка роста опухоли на самом деле несет за собой еще большую угрозу для здоровья пациента. Дело в том, что часть раковых клеток действительно погибает, но самые продвинутые из них переключаются на работу с другой цепочкой генов. Белок PAK, который заменяет собой поврежденный BRAF, не только стимулирует рост клеток, но и блокирует работу механизмов клеточного самоуничтожения. В итоге опухоль разрастается еще быстрее.

Нанести раку сокрушительный удар, то есть замедлить рост раковых клеток в пробирках и в образцах тканей пациентов, удалось лишь в тех случаях, когда ученые смогли одновременно "выключить" и PAK, и BRAF. Возможно, ключом к излечению меланомы станет лекарство, которое сможет блокировать оба белка. Сейчас команда Гу изучает всю цепочку генов, которая контролируется ферментом PAK. Среди них пытаются найти наиболее уязвимый элемент, атака на который позволит существенно продлить жизнь людям с меланомой.