Людей изводит "гормон несчастья"

Биологи раскрыли необычную связь между шизофренией и коротким сном. Связующим звеном является вещество кинурен, вырабатываемое мозгом при недосыпе и ведущее к расстройствам психики

У нарушений психического состояния у человека вследствие недолгого и тревожного отдыха, а также возникновения галлюцинаций у шизофреников может быть одна и та же причина. Такой вывод сделали американские ученые, проведя ряд исследований на животных.

Появлению "голосов в голове", как считают специалисты университета Мэриленда (США), способствует так называемый гормон несчастья - кинурен. Свой доклад биологи опубликовали в научном журнале Sleep.

Эксперты провели опыты на крысах и выяснили , что при частом недосыпе у животных накапливался в мозге кинурен. Это химическое вещество также присутствует и в человеческом организме. Именно оно вызывает депрессию и провоцирует внезапные смены настроения. Причем чем короче и тревожнее был сон у грызунов, тем больше гормона выделялось.

Биологи решили проверить взаимосвязь между шизофренией, недосыпом и кинуреном. Они ввели животным чрезмерную дозу вещества. В итоге крысы начали испытывать огромные проблемы с памятью и восприятием реальности. У них нарушалась координация движений, и они все практически сразу забывали об опасности, неоднократно получая удары током. Даже в тех местах клетки, которые, будучи в нормальном состоянии, всегда обходили стороной.

После полученных результатов биологи попробовали получить обратный эффект, введя животным особый фермент, разрушающей "гормон несчастья". Через некоторое время грызуны вернулись к нормальной жизни, и проблем с памятью у них больше не наблюдалось.

"Мы предполагаем, что кинурен точно так же нарушает сон человека, что в конечном итоге ведет к развитию нарушений в сознании. С другой стороны, возможно и обратное - нарушения сна приводят к росту концентрации этого вещества в мозге, что вызывает проблемы с восприятием реальности", - заявила Ана Почивавсек (Ana Pocivavsek), добавив, что какая из версий более точная - еще предстоит выяснить.

По мнению биолога, результаты исследований вселяют оптимизм. Вполне вероятно, что, продолжив исследования на людях, можно будет выявить компоненты, которые позволят успешно лечить шизофрению и другие психические расстройства человека.

В этой связи стоит добавить: очень долго считалось, что шизофрения и многие другие расстройства психики возникают исключительно из-за появления в человеческих генах определенных мутаций на клеточном уровне. Что вызывало сбой в их работе и вело к искажению восприятия реальности мозгом. За годы исследований были даже выявлены десятки видов мутаций.

К примеру, было определено, что такое заболевание, как молочница, может являться причиной возникновения галлюциногенных видений у женщин. Также появлению голосов в голове активно способствуют различные нарушения микрофлоры кишечника.