Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В ближайшие тридцать лет бюджет Министерства обороны США на модернизацию средств ядерного сдерживания (СЯС) может составить более $1 трлн, $400 млрд из них придутся на ближайшие десять лет. Но прежде, чем начать тратить эти колоссальные деньги, аналитики призывают еще раз хорошенько оценить, а стоит ли овчинка выделки.
На сегодняшний день ядерная триада США включает наземный, морской и авиационный компоненты, и, как считают в Пентагоне, каждая опора этой "треноги" способствует обеспечению стратегической стабильности, пишет "Газета.ру".
Между тем эксперты сомневаются, что программа модернизации наземных стратегических наступательных сил (СНС), которую уже запустил Пентагон и которая предусматривает замену устаревающих межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Минитмен-III" на перспективные носители, оптимальна. Хотя военное ведомство уже заключило "пару контрактов" с Northrop Grumman и Boeing на разработку новых технологий.
Аналитик Центра стратегических и международных исследований Тодд Харрисон считает, что этот план хорош, только если поддерживать число МБР на нынешнем или более высоком уровне, пишет DefenseNews.
Но, как правило, при реализации программ перевооружения возникают задержки, зачастую значительные, и это может создать серьезные риски. Даже небольшое отставание в обновлении ракет из-за технических или бюджетных проблем может создать их дефицит.
Харрисон, отмечая, что выбор будущего наземной части ядерной триады делается один раз и не должен быть ограничен текущими планами, бюджетами и требованиями, предлагает остановиться и рассмотреть альтернативу программе перевооружения или варианты смягчения потенциальной нехватки на боевом дежурстве боеготовых ракет.
Сам он видит четыре варианта.
Первый - полностью отказаться от наземной компоненты стратегических наступательных сил. В этом случае к 2037 г. срок жизни МБР закончится, и их придется утилизировать. Это, конечно, самый драматичный путь, но и самый маловероятный, поскольку сохранение ядерной триады получило поддержку администрации Трампа.
Второй вариант - на три года отложить перевооружение наземных СЯС.
Но на самом деле, предупреждает аналитик, этот "перерыв" может тянуться и много дольше - лет до восьми. В этом случае в 2030-х гг. число развернутых и боеготовых МБР неизбежно опустится ниже планки, определенной договором СНВ-3. До определенной степени снижение числа межконтинентальных баллистических ракет могло бы быть компенсировано развертыванием производства новых стратегических бомбардировщиков В-21 "Рейдер" с возложением на них задач по ядерному сдерживанию. Но при этом ни на какую экономию бюджетных средств в долгосрочной перспективе рассчитывать не стоит. Просто основные затраты несколько сместятся по времени - на конец 2020-х и начало 2030-х годов.
Единственное рациональное зерно такого варианта состоит в том, что крупные программы перевооружения не будут конкурировать за бюджетные средства - МБР не придется соперничать с истребителями F-35, бомбардировщиками B-21 и самолетами-заправщиками KC-46.
Третьим альтернативным вариантом Харрисон видит некоторое притормаживание программы модернизации МБР и продление срока службы части ракет "Минитмен-III" сверх нормативных тридцати лет, к примеру, до тридцати трех. Даже если при этом число неудач при их запуске вырастет с 1% до 3%, то он не усматривает в этом большой беды.
И, наконец, четвертый путь - продление сроков службы всех стоящих сейчас на вооружении МБР при поддержании их боеспособности, а испытания новых ракет в этом случае можно проводить раз в три года, полагает аналитик. К 2050 г. межконтинентальные баллистические ракеты, по его словам, все же будут заменены, но это произойдет уже за горизонтом 2030-го, и бюджетной напряженности в 2020-х удастся избежать.
Страну ждут грандиозные перемены